Рихард Вагнер — самый крупный немецкий музыкант XIX века в области музыкального театра.


Рихард Вагнер

В конце XVIII  века различные попытки обновления оперы – серия сопровождались глубоким изменением вкусов и гражданского сознания людей, очевидной была связь между исторической обстановкой и трансформацией оперного жанра. Одновременно утверждался  романтизм и росла конкретная потребность в национальной опере. Таким образом, пути развития оперы в разных странах в XIX веке были различными, несмотря на наличие взаимосвязей.

Немецкая опера развивалась в эпоху романтизма, когда жили и творили К.М. фон Вебер, Э.Т.А.Гофман, Д.Шпор, Г.А. Маршнер, О.Николаи, П.Корнелиус, А.Лорцинг, Ф.Флотов и Э.Хумпердинк. Самым крупным немецким музыкантом XIX века в области музыкального театра был Рихард Вагнер: его оригинальная поэтическая мысль и лингвистические находки сильно повлияли на весь музыкальный мир конца века и начала XX века. 

Скоро Р.Вагнеру исполнится 200 лет. Он родился  в Лейпциге  22 мая 1813 года. В юности большое влияние на него оказал отчим Л.Гайер, художник, актер и поэт, за которого мать, оставшись вдовой, вышла замуж в 1814 г. Вагнер долго не мог  сделать выбора между литературой, живописью и музыкой. Находясь под сильным впечатлением творчества Л. Ван Бетховена («Фиделио», Девфтая симфония) и К.М. Вебера, Вагнер выбрал собственный путь – музыку. Будучи самоучкой, он совершенствовал свои познания у К.Т. Вайлинга, кантора в Лейципском соборе Св. Фомы. Рано заинтересовавшись музыкальным театром, Вагнер сочинил оперы «Свадьба»(1823), «Феи» (1834), «Запрет любви» (1835). Первая из трех опер осталась незаконченной.

Тем временем началась его карьера дирижера оркестра. На сценах Дрездена, куда он переехал в 1842г., с успехом прошли его оперы «Риенци»(1837) и «Летучий голландец» (1841), благодаря чему он получил место капельмейстера в придворной капелле (1843). В Дрездене он написал «Тангейзера»  и начал работать над «Лоэнгрином».

Участие в революционном движении в 1848 г. привело его к изгнанию в Швейцарию, где при моральной и экономической поддержке Ф.Листа он занялся редактированием своих наиболее важных поэтических черновиков и либретто «Кольца Нибелунга». В 1853 г. он отредактировал текст либретто и приступил к сочинению музыки, но прервал работу и возобновил ее только спустя 12 лет. В то же время Вагнер под влиянием философии А.Шопенгауэра и любви  к Матильде Везендонк начал писать «Тристана и Изольду».

В 1861 г. была осуществлена постановка «Тангейзера» в Париже, которая, несмотря на неуспех, вызвала большую симпатию к Вагнеру в культурной среде города. При поддержке и помощи баварского короля Людвига II Вагнер начал сочинять «Нюрнбергских  мейстерзингеров» и дорабатывать «Кольцо Нибелунга».

В 1870 г. он женился на Козиме фон Бюлов, дочери Листа и Мари д’Агу, прибывшей несколько раньше в Трибшен  близ Люцерны на новое местожительство.

В 1871 г. Вагнер решил построить в Байройте   театр для проведения ежегодного фестиваля собственных сочинений. Первый камень был заложен в мае 1872 г., а открытие театра состоялось в 1876 г. премьерой «Кольца Нибелунга» (первая постановка).

В 1882 г. в Байроте был поставлен «Парсифаль». В этом же году Вагнер с женой переехали в Венецию, где он в 1883 г. скончался.

 

Артистический путь.

 

Творчество Вагнера представляет собой расцвет немецкого романтизма и одновременно является синтезом эпохи. Его юношеские оперы, в том числе «Риенци», явно указывают на немецкие (К.М.Вебер и Г.А.Маршнер), итальянские (Г.Спонтини и В.Беллини) и французские (Дж.Мейербер) влияния.

            Уже в первом шедевре Вагнера «Летучий голландец» предопроеделяется композиционный метод, основанный на систематическом развитии лейтмотивов (центром оперы действительно является баллада Сенты), тогда как в «Тангейзере» дробление на законченные  номера (арии, дуэты и т.д.) оставляет место для широкого сценического оформления.

            «Лоэнгрин», в свою очередь, характеризуется непрерывным течением мелодической линии, что становится отличительной чертой шедевров, написанных в зрелый период.

            В операх «Золото Рейна», «Валькирия», в первых двух действиях «Зигфрида» (сочиненных между 1852 и 1857 г.г.) Вагнер разработал основы новой оперной концепции: это так называемая бесконечная мелодия, которая разрушает традиционные конструктивные схемы итальянской и французской опер (в то же время не отбрасчваются формы, легко подвергаемые непрерывному симфоническому развитию); придание большой ролди оркестру, возвышаемому с «сопровождения» голосов до основной связующей ткани драмы; использование ведущих мотивов (лейтмотивов), связанных с характеристиками персонажей и основными моментами драматического действия; использование германо – скандинавских мифов в качестве ссбжетов, предпочтительных в музыкальной драме.

 

Историческое положение.

 

Р.Вагнер оказал огромное влияние на всю культуру XIX  и  начала XX вв. Хотя у него не было последователей, но его эстетический опыт имел неоценимое значение для множества художников и музыкантов, таких как А.Брукнер, Г.Малер, Х.Вольф, Р.Штраус, А. Шёнберг, и для философов и писателей, например, для Ф Ницше (который дыл среди самых горячих его   сторонников), Ш.Бодлера, П.Верлена, С.Малларме, м. Пруста, П.Клоделя, Т. Манна; многие другие также плодотворно развивали доктрину Вагнера, лежащую в основе не только его музыкального  наследия, но и в основе его литературных трудов: «Искусство и революция» (1849), «Художественное произведение будущего» (1850), мемуары «Моя жизнь», которые были изданы уже посмертно.

 

 

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.