Джованни Баттиста Перголези — 302 года со дня рождения.

Джованни Баттиста Перголези – 302 года со дня рождения (04.01.1710 – 16.03.1736г.)

Д.Б.Перголези — итальянский композитор, скрипач и пианист. Он прожил очень недолгую жизнь. Перголези обращался ко многим жанрам, и в каждом проявил себя самобытным, ищущим творцом-новатором. Мировое признание получили его духовные сочинения: несколько ораторий, кантат, месс, Магнификат, «Salve, Regina». Навечно вошла в историю мировой культуры его гениальная Stabat Mater.  Stabat Mater — вдохновенное произведение, до сих пор занимающее почетное место в мировом концертном репертуаре.

Трио-сонаты, оперные симфонии (так назывались тогда оркестровые номера, предшествующие началу оперного спектакля) и увертюры предвосхитили развитие этих жанров в последующие десятилетия.

Перголези — автор нескольких опер-seria, явившихся замечательными образцами неаполитанской оперной школы. Он стал создателем совершенно нового оперного жанра — итальянской комической оперы-буффа: именно от его «Служанки-госпожи» ведется отсчет ее истории.

Автор исследования «Революция итальянского музыкального театра», написанного в 1783 году, так определял роль Перголези: «Перголези был неподражаем благодаря связанной с величием его стиля простоте, правдивости чувств, естественности и силе выражения, верности и ровности рисунка, почему и может быть назван Рафаэлем и Вергилием музыки; он не имел другого руководителя, кроме природы, другой цели, как изображать, сообразуясь с жизнью, и с исключительным успехом пользовался различными употребляемыми в музыке стилями: он был серьезен в Stabat Mater, весел и пылок в «Олимпиаде» и в «Орфее» (оперы-seria. — Л. М.), мил и пикантен, но красив и полон вкуса в «Serva Padrona» («Служанка-госпожа» — Л. М); никакой другой композитор не осуществлял лучше свои намерения, не умел более удачно пользоваться контрапунктом».

Джованни Батиста Перголези родился в Ези в 1710 году. Был учеником Ф.Дуранте и Дж.Греко в консерватории Иисуса Христа в Неаполе. В этом городе, где он и умер в 1736 г., Перголези провел очень короткую, но интенсивную жизнь. В школьные годы он отличился двумя сочинениями духовного характера (написал духовную драму и ораторию); в 1731 году дебютировал как оперный композитор, представив оперу «Солюстия», за которой последовали «Гордый пленник»(1733г.) и «Адриан в Сирии» (1734г.; в 1735 г. Для римской сцены он написал «Олимпиаду» — шедевр в области музыкальной драмы. Однако гораздо значительнее были его работы в сфере интермедии: настоящим шедевром явилась «Служанка-госпожа»(1733г.),принесшая композитору европейскую славу и вызвавшая в 1752 г. знаменитый парижский спор о буффонах.

 

Ария Серпины №1 из оперы "Служанка-госпожа" Перголези

Исполняет Татьяна Ларина 2009г.

Интермедии —  это короткие представления в комическом жанре, всиавлявшиеся между актами драматического спектакля для заполнения паузы. Главными героями музыкальной интермедии были обычно сопрано и комический бас (basso buffo); их характеры списывались с персонажей комедии дель арте или современного тогда итальянского или французского театров. Жанр интермедии, шедевром которого является «Служанка-госпожа» Дж.Б.Перголези, одного из крупнейших авторов оперы-буффа, пользовался большим успехом и достиг  расцвета в оперном искусстве Италии уже в первой половине века.

Большой популярностью пользовались также «Ливьета и Траколло», «Влюбленный  монах» (1732) и «Фламиний» (1735).

Cecilia Bartoli — "Se tu m'ami"

Столь же значительны духовные сочинения Перголези:

три мессы, несколько псалмов, мотетов и известная Stabat Mater — одно из самых вдохновенных произведений композитора, написанное для небольшого камерного состава (сопрано, альт, струнный квартет и орган), наполненное возвышенным, искренним и проникновенным лирическим чувством, написанная в традиционной манере в самые последние дни жизни, оборванной преждевременно тяжелой формой костного туберкулеза.

Творчество Перголези дополняют несколько кантат и инструментальных работ (в их числе восхитительный концерт для скрипки).

Сицилиана Дж. Перголези

Сборник "Репертуарные пьесы (скрипка)".

Исполняют: Т.В.Разумова — скрипка, И.Б.Моисеева — фортепиано.

ДЖ. ПЕРГОЛЕЗИ Ария.

Сборник "Репертуарные пьесы (скрипка)".

Исполняют: Т.В.Разумова — скрипка, И.Б.Моисеева — фортепиано.

Последние исследования указывают на большую значимость творчества Перголези по сравнению с такими авторами, как Л.Винчи, Л.Лео и И.А.Хассне. Перголези, проживший всего 26 лет, оставил богатое, замечательное по своей ценности творческое наследие.

Произведения Перголези, создававшиеся почти 3 века назад, несут то замечательное ощущение юности, лирической открытости, увлекающего темперамента, которые неотделимы от представления о национальном характере, самом духе итальянского искусства.

«В его музыке», — писал о Перголези Б. Асафьев, — «наряду с пленительно любовной ласковостью и лирической опьяненностью звучат страницы, пронизанные здоровым, сильным чувством жизни и соками земли, и рядом с ними блестят эпизоды, в которых задор, лукавство, юмор и неудержимая беспечная веселость царят легко и свободно, как в дни карнавалов».

Источник: "БЭМ"  Гвидо Боффи (2006г.)

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.