М.И.Глинка — создатель национальной русской оперы.

207 лет со дня рождения.

М.И.Глинке принадлежит выдающаяся историческая роль в русской классической музыке. Обобщив достижения предшественников, он заложил основы национального музыкального стиля, открыл, подобно Пушкину в литературе, классический период в истории русской музыки. Творчество Глинки отразило передовые устремления времени. С вольнолюбивой поэзией Пушкина и декабристов его искусство сближают гуманизм, идеи патриотического служения народу. Наибольшее значение приобрели его оперы, воссоздающие героику исторического прошлого, романтику национального эпоса. В тонкой лирике романсов раскрывается исполненный красоты мир чувств. Живописность и красочность свойственны его симфоническим произведениям. Открыв в народной  песне источник неистощимой  поэзии, Глинка создал подлинно демократическое национальное искусство.

Михаил Иванович Глинка родился 20  мая (1 июня) 1804 г. в селе Новоспасском Смоленской губернии. В детстве он обучался игре на фортепиано и скрипке. Переехав в 1817 г.  в Петербург, усиленно занимался музыкой, участвовал в любительских концертах. К 1822 г. относятся его первые творческие опыты: вариации на мелодии модных романсов и арий, затем собственные романсы, инструментальные пьесы. К 1829 г. относится

Первая публикация его сочинений.

В 1830 – 1834 г.г.  Глинка жил в Италии, Австрии, Германии, знакомясь с музыкальной культурой этих стран, совершенствуя познания в области теории музыки. В этот период были созданы первые зрелые произведения. По возвращении на Родину Глинка осуществил заветный замысел национальной героической  оперы. Создание «Ивана Сусанина» (1836 г.) имело огромное значение для  дальнейшего развития русской музыкальной культуры. Высокой творческой зрелостью отмечена вторая опера композитора «Руслан и Людмила»  (1842 г.). Образы народной поэтической фантазии, запечатленные в поэме Пушкина, воплотились в опере Глинки с подлинно эпическим размахом. В годы работы над «Русланом и Людмилой» была написана также музыка к трагедии Н.В.Кукольника «Князь Холмский» (1840) и многочисленные романсы.

В 1944 г. Глинка предпринял вторую поездку за границу; 2 года провел в Испании, собирая народные песни, изучая нравы и обычаи страны. Испанские впечатления отразились в симфонических увертюрах «Арагонская хота» (1845г.) и «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1848 — 1851), красочных, темпераментных, напоенных ритмами и мелодиями испанской музыки. К концу 1840-х  годов относится также симфоническое скерцо «Камаринская» (1848), сыгравшие исключительную роль в формировании русского симфонизма. В последний период жизни творческая активность Глинки несколько снизилась. Крупные замыслы этих лет – опера «Двумужница» и симфония «Тарас Бульба» — остались неосуществленными.

 

М. Глинка Ноктюрн «Разлука»

Концерт-открытие Московского музыкального фестиваля форума «Классика». Алексей Чернов (фортепиано).

Глинка умер 3 (15) февраля 1857 г. в Берлине.

 

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.