Коган Григорий Михайлович — 111 лет со дня рождения.

 

КОГАН Григорий Михайлович ( 24 июня (7 июля) 1901, Могилёв — 9 августа 1979, Москва)  — пианист, музыковед, музыкальный критик, доктор искусствоведения (1940), автор широко известных и многократно переиздававшихся книг по психологии фортепианного исполнительства.
 
Отец — инженер. Родители принадлежали к кругу социал-демократов — последователей Г. В. Плеханова, известных в русской истории как меньшевики. Это наложило отпечаток на все мышление будущего музыканта, который до конца дней оставался убежденным марксистом, понимая это учение именно в плехановской трактовке. После поражения революции 1905―1907 семья эмигрировала в Бельгию, где и началось музыкальное образование Г. М. Когана. В 1911 они вернулись в Киев, где в 1914 он поступил в консерваторию. Обучался по классу фортепиано у А. Н. Штосс-Петровой и В. В. Пухальского, также брал уроки композиции у Р. М. Глиэра. Окончив консерваторию в 1920, начал преподавать в ней же и выступать с концертами.
В 1922—1926 гг. преподавал в Киевской, в 1926—1943 гг. — в Московской консерватории. В 1949—1956 гг. — профессор Казанской консерватории, где среди его учеников были С. А. Губайдулина, И. Е. Гусельников и другие музыканты. В 1932—1968 гг. читал курс истории и теории пианизма в Ленинградской, Киевской, Харьковской, МинскойРижской, Тбилисской, Бакинской, Свердловской, Ташкентской, Алма-Атинской  консерваториях. 
С 1920-х годов выступал как пианист и музыкальный критик. В своих работах Коган рассматривал самые разные аспекты музыкального исполнительства и творческой работы музыкантов. Сместил акцент с мышечно-физиологических аспектов процесса разучивания произведения музыкантом-исполнителем (как это часто бывало у его предшественников) — на собственно психологические, в особенности, личностно-психологические аспекты, показав, насколько именно от них зависит эффективность домашней работы и сценического творчества пианиста. Автор книг:
  • Школа фортепианной транскрипции, М., 1937, 1970;
  • Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции, М., 1948;
  • У врат мастерства, М., 1958, 1961, 2004 (Психологические предпосылки успешности пианистической работы)"
  • О фортепианной фактуре, М., 1961;
  • Работа пианиста, М., 1963, 1969, 2004;
  • Ферруччо Бузони, М., 1964, 1971;
  • Вопросы пианизма. Избранные статьи, М., 1968;
  • Избранные статьи. Выпуск 2, М., 1972.
  • Избранные статьи. Выпуск 3. М., 1985.

Автор статей, концертных рецензий, посвященных  главным образом пианистическому искусству, в т. ч.

  • "Марксизм и искусство" ("Музика", 1924, № 4—6, на укр. яз.),
  • "Главные направления в музыкальной педагогике" (там же, 1925, № 1—3, на укр. яз.),
  • "Исполнитель и произведение" ("Музыка и революция", 1928, № 9),
  • "Теория "инструментального фактора" и проблема французского клавесинизма" ("СМ", 1933, № 2),
  • "О "режиссерском" и "актерском" началах в исполнительстве" ("СМ", 1973, № 5), "Парадоксы об исполнительстве" (в кн.: О музыке. Проблемы анализа. М., 1974),
  • "Об интонационной содержательности фортепианного исполнения" ("СМ", 1975, № 11),
  • "Из воспоминаний" ("СМ", 1977, № 2).
  • Редактор нотных изданий, в т. ч. "Клавир хорошего строя" Баха — Бузони. Соч.: Школа фортепианной транскрипции. M., 1937, M., 1970—1978;
  • Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции. М., 1948; 

Также ему принадлежат исследования о пианистах и клавесинистах, критические статьи и ряд книг. Был активным пропагандистом творчества С. В. Рахманинова, в рукописи осталась его неизданная книга об этом музыканте. автор книг и статей-портретов о А.Г.Рубинштейне, Ф.Бузони, Ф.И.Шаляпине. Неизданными остаются также книга мемуаров «Роман моей жизни» и книга афоризмов «Жизнь в мыслях», а также около 60 часов магнитофонных записей: сольная фортепианная игра, курсы лекций и отдельные выступления, интервью, показательные уроки. В 1970 в большой статье «О теории ленинизма и практике строительства социализма в Советском Союзе», распространявшейся в самиздате анонимно или под псевдонимами, провел последовательный марксистский анализ положения в СССР и предсказал неминуемый скорый крах советской власти и реставрацию капитализма.

На основе мемуаров, фото-, аудио- и других материалов архива Г. М. Когана сценарист Михаил Дзюбенко написал сценарий полнометражного документального фильма о Когане. Фильм задуман как тесное единство музыкального, содержательного и изобразительного рядов. Он должен состоять из 15 эпизодов, каждый из которых в музыкальном отношении представляет собой пьесу, исполняемую героем картины от начала до конца, в содержательном повествует о тех или иных событиях в его жизни, а в изобразительном представляет собой клипы на классическую музыку.

На основе этого сценария режиссеру Ирине Бессарабовой удалось в 2004—2005 снять в единой стилистике две короткометражные картины «Григорий Коган. Транскрипция» и «Маленькая дверь Консерватории» Материал для третьей части был частично отснят, но ее монтаж и сведение трех частей в единую картину отложены на неопределенный срок из-за отсутствия финансирования. Стилистическое своеобразие отснятых картин и всего замысла в целом сделало этот проект неприемлемым для кинофестивалей и телепоказа.

Ученый и артист… Уже само по себе уникальное сочетание. Но важно еще подчеркнуть, что разные стороны многогранной деятельности этого музыканта плодотворно дополняли друг друга. Еще в 20-х годах общественность Киева, а затем Москвы познакомилась с Коганом — пианистом и исследователем. А позднее на целенаправленность художественных устремлений музыканта указывал А. Альшванг: "У Г. М. Когана научная работа составляет единое целое с его артистической деятельностью… Концерты Когана посещаются не только широкой публикой, но и большинством пианистов. Для пианистов игра Когана интересна как творческая лаборатория; она интересна всегда своеобразными толкованиями авторского замысла. Интерпретация общеизвестных произведений в исполнении Когана настолько свежа и полна интеллектуальной культурой, что зачастую поражает слушателя независимо от того, согласен он с пианистом или нет".

Даже если не упоминать здесь общеизвестные произведения, то и при этом условии концертные программы пианиста можно назвать своеобразным зеркалом истории фортепианной литературы — от далекого прошлого до наших дней. В его широком репертуаре хочется выделить некоторые сферы. Это, во-первых, старинная музыка, и прежде всего, сочинения французских клавесинистов XVII-XVIII веков — Ф. Куперена, Ж. Ф. Дандрие, Ж. Дюфли и других. Во-вторых, многие фортепианные транскрипции, первоклассным знатоком и исследователем которых являлся Коган. Наконец, в-третьих, обширная и (что особенно примечательно) многонациональная панорама новинок советской музыки (С. Прокофьев, Д. Кабалевский, В. Дешевов, М. Фролов, Ф. Витачек, А. Клумов, Л. Ревуцкий, Ф. Козицкий, А. Леман, Н. Жиганов, Г. Чеботарян, Э. Назирова, А. Ключарев, Э. Капп, Р. Лагидзе). Характерно, что в начале 70-х годов пианист выступил с концертным циклом (120 произведений!) под общим заголовком "Избранные страницы фортепианной литературы (оригиналы и транскрипции)", встреченным с огромным интересом широкими кругами общественности.

 http://files.mail.ru/N1D1EO

Играет Григорий Коган — фортепианные миниатюры

Начиная примерно с 1975 года Коган сравнительно редко появлялся на столичных эстрадах. Однако каждое его выступление свидетельствовало, что пианист сохранял специфические достоинства своего исполнительского облика, на которые критика обращала внимание и раньше. В 1967 году В. Дельсон писал: "Коган — пианист по преимуществу интеллектуального склада, художник, тяготеющий к творческому поиску как в сфере интерпретации, так и в сфере репертуара. В то же время его искусство пронизывают волевой темперамент, властность воплощения исполнительских намерений. Отсюда — большая роль в исполнительском искусстве музыканта чувства меры, логики исторически складывавшихся жанров и форм".

http://musicteachers.tk/_ld/1/187_wAh.rar

Г.М.Коган "Работа пианиста"

http://gitara-baikal.3dn.ru/publ/stati/kogan_g_m_opravdyvajut_li_sebja_ispolnitelskie_konkursy/1-1-0-14

Статья Г.М.Когана "Оправдывают ли себя исполнительские конкурсы? "

«Советская музыка»,  1970, № 2.

http://www.opentextnn.ru/music/interpretation/?id=3153

Григорий Коган. Парадоксы об исполнительстве. (68.08 Kb) 

Источник: Коган. Избранные статьи. Вып. 3. — . М., «Советский композитор», 1985. — С.29-54
 

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.