Худолей Игорь Леонидович — 72 года со дня рождения.

Худолей Игорь Леонидович (4/07/1940 — 2001) — композитор, пианист, педагог. 

 

Игорь Худолей —  известный пианист и композитор – окончил Московскую консерваторию и аспирантуру по классу профессора Я.В.Флиера, занимался в классе композиции профессора С.А.Баласаняна, является лауреатом Международного (Лиссабон, 1964г.) и Всесоюзного (Киев, 1970г.) конкурсов пианистов. А также всесоюзного ( Москва, 1963 г.) конкурса композиторов.

Музыкантский облик И.Худолея отличают широта художественного кругозора, богатство ассоциативного мира, концепционность  мышления, артистическая яркость. Для его манеры игры характерны одухотворённость, порывистость, импровизационность, тончайшая эмоциональная выразительность деталей и, вместе с тем, неумолимая логика, сильная организующая исполнительская воля. Всё это обусловливает значительность и оригинальность замыслов  пианиста.

Жерар Аймонче играет транскрипцию Игоря Худолея симфонической фантазии Мусоргского "Ночь на Лысой горе"

Композиторская деятельность музыканта (И.Худолей —  член Союза композиторов СССР, автор фортепианных пьес, сюит, двух сонат, сочинений для скрипки, виолончели, голоса и оркестра) позволяет ему отчётливо видеть «внутренние пружины» развития, мельчайшие подробности текста и одновременно ясно ощущать  и передавать конструктивно – смысловую цельность исполняемого произведения. Ещё в 1964 году  в одной из своих последних работ  Г.Г.Нейгауз , подчеркивая преимущество исполнителей, занимающихся композицией, выделял И.Худолея – «прекрасного ученика  профессора Флиера».

И.Худолей – пианист-универсал: ему равно удается исполнение сочинений Моцарта и Бетховена, Шумана и Листа, Шуберта и Шопена, Франка и Дебюсси, Грига и Фальи, Скрябина, Прокофьева и Шостаковича, Шнитке, Денисова и других композиторов. Большое внимание уделяет артист интерпретации музыки XX века, включая в программы концертов не только популярные, но и редко звучащие сочинения.

Так, в его программах мы находим "Сарказмы" С. Прокофьева, Первую сонату Д. Шостаковича, Третью — Д. Кабалевского, полифонические прелюдии Р. Щедрина, а также 6 пьес (соч 19) А. Шёнберга, сюиты "1922 год" П. Хиндемита и "Куклы" Э. Вила Лобоса, Первую сонату А. Берга. Такой интерес к современному творчеству, возможно, объясняется и тем, что Худолей сам активно занимался композицией, некоторые свои фортепианные сочинения играл в концертах. 

Наряду с современной музыкой Худолей располагал и обширным классическим репертуаром, в котором фортепианные миниатюры соседствуют с сонатами Моцарта и Бетховена, "Картинками с выставки" Мусоргского, концертами Баха (фа минор), Моцарта (№ 20), Бетховена (№ 4), Брамса (№2), Чайковского (№1), Рахманинова (№ 2), Скрябина.

Критики указывают на серьезность эстетических принципов пианиста, углубленность его интерпретаций, стремление взглянуть на любое произведение свежим, непредвзятым взором. Это приводит подчас к спорным решениям, но не оставляет слушателей равнодушными. Так, в Моцарте он подчеркивает прежде всего драматичность, мужественность, заостряет контрасты; несколько аскетично, строго звучит у него Шопен, в Листе, при всей экспрессии, проступает интеллектуальное начало, и здесь, и в других репертуарных слоях определяющее конструктивную четкость его исполнительских построений.

И. Худолей Концертная сюита по опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов»:

№1 «Народ и царь»

№2 «Печаль на Руси»

№3 «Песня Варлаама» («Как во городе было во Казани»)

№4 «Царь Борис»

№5 «Расходилась, разгулялась» («Сцена под Кромами»)

№6 «Лжедмитрий» («Самозванец»)

№7 «Юродивый»

№8 «Звоны»

Концертная сюита по опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов» воспринимается как гигантская фреска, эпически широкое, многофигурное, трагически окрашенное монументальное полотно,  как произведение, исторически достоверное и зримо воссоздающее страницы прошлого, но одновременно необычайно современное.

Замысел  сюиты возник у И.Худолея из желания ввести в концертный репертуар пианистов гениальную музыку оперы Мусоргского, тем более что кроме «Картинок с выставки»  композитор не оставил равноценного им фортепианного произведения (с этой же целью И.Худолеем сделано и переложение для фортепиано «Ночи на лысой горе»).

Внимание автора транскрипции сосредоточено на основных драматургических узлах и музыкальных характеристиках главных действующих лиц. По словам И. Худолея, он опирался на первоначальную редакцию оперы, наиболее близкую стержневым темам пушкинской трагедии, — народ и власть, больная совесть царя Бориса.

В сюите в основном сохранён порядок следования номеров в опере. Цельность сюиты обусловлена не только продуманной смысловой драматургией в чередовании образов. Композицию скрепляют также связки между «картинами» , построенные на трёх темах: вступление к опере, плач Юродивого, звоны. Весь цикл пронизывает колокольность – черта, столь характерная  для музыки Мусоргского и всей русской музыкальной традиции.

Жанр данной транскрипции трудно определить: это ни в коем случае не клавир отдельных эпизодов оперы, но и не свободные «вариации на тему». Музыкальный язык обработки  основывается  в целом на стилистике Мусоргского (оперно- симфонической и фортепианной). Некоторые изменения возникают в результате полифонических наложений и создания определённой  красочной атмосферы. Фактурный облик сюиты отвечает её ярко концертной природе, необходимости передачи звучаний оркестра, хора, вокальных голосов, колоколов и т.д.  Все эти проблемы решены И.Худолеем блестяще и свидетельствуют о его богатой творческой фантазии, выдающемся  пианистическом и композиторском  мастерстве.

 

Nami Ejiri plays the "Boris Godunov Suite" by Igor Khudolei on Modest    Mussorgsky's opera at Meranofest 2002

Mussorgsky/Khudolei "Boris Godunov" Nami Ejiri Part 2

Первый молодежный музыкальный фестиваль "Русские вечера"

Елена Тарасова (фортепиано)

М. МУСОРГСКИЙ — И. ХУДОЛЕЙ "Юродивый" и "Звоны" из Сюиты по опере "Борис Годунов".
Svetlanovsky Hall of Moscow International Performing Arts Center (Moscow International House of Music). 2011.

M.Mussorgsky — I.Khudolei. "Boris Godunov" suite. Elena Tarasova  (piano) 2

M.Mussorgsky — I.Khudolei.

"Boris Godunov" suite. Part 8 "Peals" .

Elena Tarasova. Recorded in 2008.

P.Aidu, F.Amirov — Musorgski — Khudolei – Zvony

                 Лесные картинки, соч. 7

          1. Лес спит [2 Kb, 1'18] исп. В.Рыжков

        2. Птичьи разговоры [3 Kb, 0'38] исп. В.Рыжков

        3. Белки [4 Kb, 0'55] исп. В.Рыжков

        4. Солнышко пригрело [4 Kb, 2'09] исп. В.Рыжков

        5. Зайцы на поляне [4 Kb, 1'57] исп. В.Рыжков

        6. Испуганный олененок [3 Kb, 0'39] исп. В.Рыжков

        7. Медведь и пчелы [7 Kb, 1'24] исп. В.Рыжков

        8. Ночь. Звезды [4 Kb, 0'36] исп. В.Рыжков

 


Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.