Сергей Лемешев – 109 лет со дня рождения.

 

Сергей Яковлевич Лемешев — выдающийся русский оперный певец (лирический тенор), народный артист СССР (1950).

Теплый, истинно русский тембр голоса Лемешева, был неповторим, а искренность и ответственность исполнения всегда выделяли его из общего ряда певцов. Имя Сергея Яковлевича Лемешева стоит в почетном ряде имен, которые являются нашим достоянием в истории нашей русской культуры. Хочется вспомнить слова Сергея Яковлевича Лемешева: «Чтобы стать певцом, кроме голоса, музыкальных и сценических данных, необходимо обладать еще одним качеством. Это – всепоглощающая, не дающая покоя, почти сумасшедшая любовь к пению!»

С.Я. Лемешев родился 27 июня (10 июля) 1902 года в селе Старое Князево (Тверская губерния), в бедной крестьянской семье.

Картинка 64 из 269

В 1914 году, окончив четыре класса церковно-приходской школы, Сережа уезжает в Петербург со своим дядей осваивать сапожное ремесло. В большом городе он открывает для себя удивительный мир синематографа, эстрады, театра, и навсегда для себя решает быть артистом. Сапожное же дело хоть и приносило небольшой заработок, но было для юноши скучным и неинтересным; его тянуло к театру. Вернувшись в деревню, Сергей стал посещать школьный драматический кружок, где и приобрел первый сценический опыт.

Человека как личность формирует множество факторов. Но, пожалуй, ничто так не влияет на выбор пути, на становление характера, как общение с незаурядными людьми. Сергею Яковлевичу Лемешеву в этом смысле на редкость везло. На протяжении жизни его окружали удивительные люди — это сельская учительница Екатерина Михайловна Прилуцкая, заведующий клубом в Твери Николай Михайлович Сидельников, профессора Московской консерватории Соколов и Райский, великий реформатор русского театра Константин Сергеевич Станиславский.

И всё же особое место в судьбе Сергея Яковлевича занимает семья русского интеллигента Николая Александровича Квашнина.

Одна такая значимая встреча перевернула мировоззрение юного Лемешева, и оказалась поворотной в его судьбе. Он познакомился с Николаем  Александровичем  Квашниным. Квашнин был выдающейся личностью! Выпускник Российской Императорской академии художеств, он как инженер-архитектор участвовал в строительстве таких крупных достопримечательностей Москвы как гостиница «Метрополь», здания Московской городской Думы и Третьяковской галереи, Павелецкого и Казанского вокзалов, окружной железной дороги и мостов города. Николаю Александровичу было уже под пятьдесят лет, когда в конце 1918 года ему поручили открыть Государственную художественно-ремесленную школу для одаренных крестьянских детей в его бывшем имении Столопово. В этом деле ему помогала его жена и ее сестра, обе имевшие высшее музыкальное образование. При школе был открыт маленький театр. Николай Александрович был страстным театралом! Русский интеллигент, подвижник культуры, имея к тому же поэтический талант, он писал прозу и стихи, играл на фортепиано, сочинял романсы. Сережа стал все чаще бывать в доме Квашниных и, наконец, сблизился с этой семьей, в которой стали его называть ласково — Серлем. Мальчик страстно желал как можно больше узнать о мире, который был совсем не похож на тот, в котором он жил до сих пор. Музыка захватывала его своей эмоциональностью, казалось, что она открывает для Сережи какой-то волшебно-чудный мир! Школьная жизнь особенно радовала Сережу. Здесь ставились спектакли и проводились концерты с участием учителей и школьников, на которых он выступал с русскими песнями. В семействе Квашниных решают, что Серлему необходимо серьезно заниматься пением, чтобы стать оперным певцом! И Сережа начинает брать уроки пения у Евгении Николаевны,

жены Н.А.Квашнина.  Вначале он недоумевал, зачем ему это нужно, ведь он уже ощущал себя готовым артистом! Но труд певца оказался для семнадцатилетнего Сережи на удивление не легким. Благодаря его увлеченности музыкой, подвинулось и его общее образование; он стал читать много книг, среди которых была русская классическая литература, начал учить итальянский и французский языки.

Стремление Сережи учиться любимому ремеслу, страстная любовь к сцене и музыке, тянули в город. И холодным декабрьским утром 1919 года он отправляется пешком в Тверь, идти до которой было более тридцати верст. Переночевав в городе у знакомых, наутро семнадцатилетний юноша направился в центральный клуб, где готовились к вечернему концерту самодеятельности. Художественным руководителем клуба являлся певец, скрипач, композитор и дирижер созданного им городского симфонического оркестра Николай Михайлович Сидельников. Лемешев поинтересовался, нельзя ли ему выступить сегодня на вечернем концерте? Перечислив свои репертуар, он добавил, что пришел специально из деревни чтобы выступить в клубе. Сидельников прослушал его и решил выпустить молодого певца на предстоящий концерт. Надо заметить, что это была знаковая и не последняя встреча двух музыкантов. После исполнения в концерте нескольких оперных арий и народных песен, Лемешева со сцены публика уже не отпускала и просила спеть еще и еще! В антракте, после успешного дебюта, молодого артиста окружило много разных людей, которые советовали ему ехать учиться пению в Москву. Но на следующий день не нашлось никого, кто по-настоящему мог бы помочь молодому певцу, и Лемешеву пришлось пешком возвращаться в деревню в 37-градусный мороз. Успех укрепил веру Сережи в свои возможности. Время было трудное, шла гражданская война.

Запись с концерта. 50-е годы. Музыка Р. Фальво, русский текст М. Улицкий. "Скажите, девушки". Лемешев.

Но через несколько месяцев Сергей снова решает отправиться в Тверь. Выяснив, что весной нет вступительных экзаменов в консерваторию, Лемешев поступает в кавалерийское училище Твери, курсанты которого получали форму, питание и пятьдесят рублей в месяц. Культурная жизнь Твери была насыщенной. Здесь Лемешев впервые услышал выдающегося русского певца Леонида Витальевича Собинова, о котором еще слышал в деревне от Квашниных, побывал на концертах Неждановой и Мигая. С нетерпением ждал Сережа вечера, когда после занятий все собирались в клубе, где работали драматический и музыкальный кружки. Здесь особенно ему полюбились русские и украинские песни. Лемешев вслушивался и впевался в народную песню, горячо любимую с раннего детства. Но участие в самодеятельности перешло в регулярные занятия в 1-ой Государственной музыкальной школе у Сидельникова, уже знакомого Лемешеву, и ставшего для него со временем другом и наставником.

Во время учёбы в кавалерийской школе (1920), получил направление на учебу в консерваторию. В 1921—1925 годах он учился в Московской консерватории в классе профессора Н. Г. Райского. Время учебы было трудное, военное. В консерватории молодежь училась бесплатно и получала стипендии. Вместо хлеба студентам выдавали пшеничную муку, из которой три раза в день Сережа пек на керосинке блины. Верхней одеждой долгое время ему служила шинель, в которой он уехал из кавалерийской школы. Но благодаря влюбленности в свою будущую профессию, желанию учится самому лучшему искусству на свете, Лемешев не чувствовал тягости лишений, был бодр и весел.

С 1924 года пел в оперной студии К.С.Станиславского при Большом театре, где, среди прочих, исполнял партию Ленского (опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин»).

П.И.Чайковский  опера "Евгений Онегин". Ария Ленского "Куда, куда …"

Именно эта роль, которую Сергей Яковлевич исполнил более 500 раз, принесла ему широкую известность и любовь зрителей. «Ленский целиком заполнил мою жизнь, — говорил певец. — Из моих более чем тридцати ролей эта — самая дорогая, любимая, самая большая радость моего творчества».

Лемешев пел эту партию всего 501 раз: 500-е исполнение прошло в 1965 году (после этого Лемешев покинул оперную сцену),501-е и последнее исполнение состоялось в Большом театре в июне 1972 года в честь предстоящего 70-летнего юбилея певца.

Лемешев впервые женился уже студентом Московской консерватории. Его избранница был очень похожа на Галину Квашнину: тоже из дворян, тоже красавица, и тоже учительская дочь (женский тип, которому Сергей Яковлевич оставался верен долгие годы). Ее отец — профессор Иван Николаевич Соколов — преподавал Лемешеву в консерватории, благоволил ему как талантливому студенту, и приглашал домой на свои знаменитые “музыкальные среды”.

А к голосу своему Лемешев относился бережно и уважительно, как к музыкальному инструменту, имеющему какое-то отдельное от него самого прошлое и будущее. Много лет в день выхода на сцену Сергей Яковлевич соблюдал один и тот же ритуал: с самого утра не разговаривал, чтобы не утомлять связки, а в последние часы ставил на рояль стакан простокваши и чашечку кофе, распевался и пил маленькими глоточками. Говорят, что по выходу из консерватории у Лемешева был довольно “маленький” (то есть слабый) голос, но упорным трудом он развил его до “очень большого”.

Запись с концерта в Концертном зале Дома союзов. 1971 г. Музыка П. Чайковский, слова К. Аксаков  "Мой Лизочек так уж мал…"

Сергей Лемешев был женат несколько раз. В браке с И. В. Масленниковой появилась на свет дочь Мария.

Юбилей голоса и мужской харизмы

Июль 1947г. в Ленинграде. Сергей Лемешев и его жена, солистка Большого театра Ирина Масленникова.

Пятой женой Сергея Яковлевича стала певица В. Н. Кудрявцева, послушать которую он специально приезжал в Ленинград. Их счастливый брак продлился двадцать семь лет, а всю оставшуюся жизнь Вера Николаевна посвятила наследию Лемешева. К старости Лемешев стал относиться к своим поклонницам терпимо и даже нежно: “Я смотрю на них и думаю: Боже мой, как летит время! Вот эту я знаю 30 лет, а эту 20. И какие они уже все старые, и какой же я-то старый”. Впрочем, однажды Лемешев пришел домой ошарашенный: “Сейчас на бульваре мне объяснилась в любви 17-летняя девочка. А ведь мне уже за семьдесят!” Жена пожала плечами: “Ты обречен покорять женские сердца”…   

У певца было очень много поклонниц его таланта. “Лемешистки” просто следовали за ним в благоговейном молчании. Бывало, что кто-то из них падал в обморок от восторга. Но самой заветной и — увы! — неосуществимой мечтой Сергея Яковлевича Лемешева было избавиться от них хотя бы на неделю! Что же заставляло сотни женщин, бросив дом, семью, карьеру, год за годом следовать по пятам за Лемешевым, не пить, не есть, ночей не спать, постоянно выслеживая его, отравляя этим безумием его жизнь?

Да, Сергей Яковлевич имел привлекательное, открытое лицо с тонкими чертами и ясным взглядом серо-голубых глаз, а так же юношески стройную фигуру (при росте 172 сантиметра даже в старости он не набирал больше 70 килограмм). Да, он был прост в общении и обаятелен. И, конечно, безмерно одарен. Но все же счастливое сочетание большого таланта и мужской привлекательности хоть раз в сто лет, да случается, и Лемешев в этом ряду — не первый и не последний. Почему же именно вокруг него творилось массовое женское безумие?

Однажды Сергей Яковлевич отдыхал в закрытом санатории в Крыму: “лемешистки”, сновавшие вдоль берега на лодках, на пляж не допускались, что давало Лемешеву возможность хоть немного расслабиться. И тут к нему обратился один отдыхающий, оказавшийся известным московским психиатром: “У меня в больнице — целое отделение для тех ваших поклонниц, которых уже нельзя не госпитализировать. И знаете, что удалось выяснить? Тембр вашего голоса воздействует на них эротически. Такое уж вам, батенька, феноменальное везение с женщинами”…

В 1926—1931 годах пел в театрах Свердловска, Харбина и Тбилиси.

В 1931 году он был приглашён в Большой театр, где дебютировал в ролях Царя Берендея (Снегурочка),

Сергей Лемешев поет Каватину царя  Берендея из оперы "Снегурочка"  Н. А. Римского-Корсакова. Кирилл Кондрашин — дирижер Большого театра СССР. Запись в 1946 г. 

Ленского (Евгений Онегин) и Геральда (Лакме). Вместе с И. С. Козловским Лемешев был ведущим тенором вплоть до 1956 года и спел множество партий: Левко («Майская ночь»), Звездочет («Золотой петушок»), Индийский гость («Садко») в операх Н.А.Римского-Корсакова,

LEMESHEV Indian Guest ЛЕМЕШЕВ

Боян («Руслан и Людмила» М.И.Глинки), Дубровский (одноимённая опера Э.Ф.Направника), а также Герцог («Риголетто»),

Запись с оперного спектакля. 30-е годы. (Из оперы "Риголетто"). Музыка Дж. Верди  "Песенка герцога"

Альфред («Травиата») в операх Джузеппе Верди, Граф Альмавива («Севильский цирюльник» Джоаккино Россини), Фауст (одноимённая опера Шарля Гуно)

Sergei Lemeshev- Faust 1934

и др.

В далеком 1940 году на экранах кинотеатров появился художественный фильм режиссера А.Ивановского «Музыкальная история», где роль шофера Пети Говоркова, ставшего певцом, исполнил обаятельный Сергей Яковлевич Лемешев. Его партнёрами были З. А. Фёдорова, Э. П. Гарин, С. Н. Филиппов. Тогда впервые простой советский народ услышал настоящую, малознакомую оперную музыку, и это было потрясение! Картина обошла многие экраны мира и еще больше укрепила популярность певца Лемешева.

Фрагмент из фильма "Музыкальная история" (1940). В главной роли великий российский оперный певец (тенор) Сергей Яковлевич Лемешев (1902-1977). Пение в такси.

С этого момента в киосках стали раскупаться фотокарточки Сергея Яковлевича и грампластинки с записями оперных арий в его исполнении. Покоренная публика заболела Лемешевым навсегда! Но роль шофера в фильме осталась его единственной, как и впрочем, сам фильм. «На экране – не в театре, здесь ничего не исправишь», — говорил Лемешев, который неустанно совершенствовал каждую свою роль на оперной сцене. Более четырех десятилетий, были буквально влюблены как почитатели и знатоки оперного театра, так и тысячи простых слушателей, в неповторимый голос Лемешева, в его необыкновенное обаяние, в образы, создаваемые им на сцене Большого театра. Появилась целая армия «лемешистов» и «лемешисток» — горячих поклонников его таланта. Кто-то спросил у Сергея Яковлевича, а в чем, собственно, заключается секрет его необыкновенного успеха, и он шутливо ответил: «Есть у меня в голосе какой-то своеобразный перелив. Вот ему-то я, видимо, и обязан». Но на самом деле секрет его успеха, это результат титанического труда, счастливых встреч с удивительными людьми, уникальными режиссерами и педагогами.

Сергей Лемешев "Una furtiva lagrima".  Опера "Любовный напиток".  Г. Доницетти.

В 1947 году выступал с гастролями в Берлинской государственной опере (Ленский в опере «Евгений Онегин»).

В качестве режиссёра дебютировал в 1951 году с оперой «Травиата» на сцене Ленинградского малого оперного театра. В 1957 выступил в Большом театре как режиссёр-постановщик оперы «Вертер» Ж. Массне.

В 1951–1961 руководил кафедрой оперной подготовки, в 1969–1971 – кафедрой сольного пения в Московской консерватории. Вёл циклы передач на Всесоюзном радио, был руководителем вокальной группы.

Автор книги «Путь к искусству» (1968). В своей книге «Путь к искусству», в главе «Вам, молодые певцы» Лемешев пишет: «Настоящий успех не приходит к артисту сам собой, он дается не только талантом, но и большим трудом. Искусство требует жертв! Как правильна эта крылатая фраза!» А ведь мало кто знал, что с 1942 по 1948 год, артист работал и пел «на одном легком», ведь второе было отключено пневмотораксом после сильнейшей простуды. Но не теряя даром времени, Лемешевым были подготовлены новые сценические образы: Фра-Дьяволо из одноименной комической оперы Обера, Афанасий Иванович из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского, романтичный Вертер из оперы Массне. Лемешев вспоминал: «Поначалу я не мог петь, задыхался – ведь работало одно легкое. Врачи разрешили одно-два выступления в месяц, однако, я приспособился и пел три-четыре спектакля в месяц до 1948 года». А разве это не подвиг, а разве это не жертва?

Сергей Яковлевич Лемешев скончался 26 июня 1977 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Лемешев собрал самые лучшие творения композиторов и поэтов XIX века, представил их широчайшей советской аудитории, популяризовал русское и советское оперное искусство.

Кроме пения в оперных спектаклях, Лемешев много и плодотворно трудился над исполнением камерного репертуара. С гордостью он отмечал, что ему удалось спеть и записать все 100 романсов П. И. Чайковского (помимо романсов М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова и др.).

М.Глинка Романс "Я помню чудное мгновенье". Запись 1936 г. Лемешев.

Лемешев выступал как эстрадный певец,

Запись с концерта в заводском цехе. 60-е годы. Музыка А. Новиков, слова Л. Ошанин "Родина моя"

исполняя лучшие песни М. И. Блантера («Моя любимая», «Пшеница золотая»), Т. Н. Хренникова («Песня о Москве», «Песня о песне»), Б. А. Мокроусова («Одинокая гармонь»), А. Г. Новикова («Отъезд партизан», «Россия», «Размечтался солдат молодой»), Н. В. Богословского («Письмо в Москву», «Алёнушка», «Где ж ты, утро раннее?», «Помнишь, мама?»).

Запись с новогодней телевизионной передачи. 1959 г. У рояля — автор музыки, композитор Аркадий Островский. Слова Л. Ошанин.

Полные записи опер:

П. И. Чайковский. «Евгений Онегин» (Ленский): 1936  —ГАБТ СССР, дирижёр В. В. Небольсин. 1955 г. — ГАБТ СССР, дирижёр Б. Э. Хайкин.

Н. А. Римский-Корсаков. «Снегурочка» (царь Берендей):

1947 — ГАБТ СССР, дирижёр К. П. Кондрашин.

Н. А. Римский-Корсаков. «Майская ночь» (Левко):

1955 — ГАБТ СССР, дирижёр В. В. Небольсин.

Н. А. Римский-Корсаков. «Моцарт и Сальери» (Моцарт):

1947 — Московский Музыкальный театр им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, дирижёр С. Самосуд.

Ш.Гуно. «Ромео и Джульетта» (Ромео):

1948 — хор и оркестр Большого театра, дирижёр В. В. Небольсин.

Д.Пуччини. «Богема» (Рудольф):

1948 —Дирижер Самуил Самосуд.

М. И. Глинка. «Руслан и Людмила» (Баян):

1950 — ГАБТ СССР, дирижёр К. П. Кондрашин.

Л. Делиб. «Лакме» (Джеральд):

1946 -. Хор и оркестр Всесоюзного радио, дирижёр А. Орлов.

Ж. Бизе. «Искатели жемчуга» (Надир):

1950 — Хор и оркестр Всесоюзного радио, дирижёр О. Брон.

Д. Верди. «Травиата» (Альфред Жермон):

1951 — Филиал Большого театра СССР, дирижёр С. Сахаров.

Д.-Ф. Обер «Фра-Дьяволо» (Фра-Дьяволо, маркиз Сан-Марко):

1955 — Хор и оркестр Большого театра СССР, дирижёр Б. Хайкин.

Русская земля всегда славилась своими талантливыми певцами-самородками. Таланты из народа, достигшие в своем развитии высшего уровня мастерства, навсегда оставили яркий след в истории мировой культуры. Это были певцы-личности: Шаляпин, Нежданова, Обухова, Барсова, Катульская, Огнивцев, Козловский, Лемешев, и многие другие. Даже самые не просвещенные слушатели тех лет замирали у своих приемников, завороженные магическими интонациями великих певцов. Вокальное мастерство достигалось неистовым трудом, высокой требовательностью к себе, упорством, желанием идти вперед к поставленной цели и безумной любовью к музыке! Значение Лемешева и его творчества для русской музыки XX века огромно. Уже при жизни С.Я. Лемешев стал легендой. И не случайно на его малой родине в тверском крае в деревне Князево исключительно на народные средства возник музейный комплекс, а впоследствии и туристический маршрут «Лемешевское кольцо». Теперь уже трудно представить тверской край без этого заповедника культуры.

    

Музей Сергея Лемешева создан  в дер. Князево Тверской области  энтузиастом из Медного Виктором Дмитриевичем Васильевым. Открытие музея состоялось 9 июля 1989 года. До 1989 года музейная экспозиция располагалась в Кумординском Доме культуры (с 12 июля 1986 года), затем в селе Медном (с 21 июля 1987 года). 1987 год был юбилейным на родине певца. Близилось его 85-летие. Музей переезжает в село Медное, в здание Дома культуры, где в 1938 и 1939 годах певец выступал перед земляками. Люди со всех уголков страны стали приезжать в Медное к Лемешеву.

Часовню иконы Божьей Матери Смоленской, смотрителем которой долгое время была тетя Сергея Яковлевича, Анисья Степановна, и которую она спасла от разрушения в тридцатые годы, нужно было реставрировать. Больше полувека она находилась в заброшенном состоянии и превратилась почти в руины. Сначала, в 1989 году, был сделан ремонт на народные средства.Самый большой взнос сделала вдова певца, Вера Николаевна Кудрявцева, затем последовала помощь народного артиста СССР Владимира Васильева, птицефабрики «Тверская», совхоза «Медновский».

1 сентября 1988 года на князевской поляне началось строительство центрального здания музея. Его решено было построить на старом фундаменте 4-классной церковно-приходской школы, в которой с 1911 по 1914 год учился Сергей Яковлевич Лемешев. Музей С.Я. Лемешева истинно народный, так как он построен исключительно на народные средства. 
21 июля 1991 года в новом здании музея певца открылась полная экспозиция, посвященная его жизни и творчеству, состоящая из пятнадцати разделов и разместившаяся в пяти залах. 

Музей дал новый импульс лемешевским праздникам песни, конкурсам вокалистов. Он помогает сохранить для потомков память о Сергее Яковлевиче Лемешеве, ярчайшем представителе русской вокальной школы. 9 июля в деревне Князеве проходит ежегодный музыкальный фестиваль, посвященный Сергею Яковлевичу Лемешеву.

В Москве А.Я.Лемешев любил отдыхать в Серебряному бору под сенью этого  дуба.

 

Памятник Лемешеву Сергею Яковлевичу — тенору, оперному певцу, народному артисту СССР — находится в центральной части города Твери на улице Трехсвятской. Был открыт 29 декабря 2007 года.

Памятник Сергею Лемешеву

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.