О «серьезной» и «легкой» музыке.

Вкусы любителей музыки очень разнообразны. Одни предпочитают так называемую «лёгкую» музыку знают наизусть все модные эстрадные песни, увлечены джазовой музыкой.

 

Другие же посещают серьезные симфонические концерты, покупают абонементы в концертные залы, охотно слушают лекции о музыке. И, наконец, третьи являются поклонниками не столько музыки, сколько музыкантов, не пропуская ни одного выступления полюбившегося им оперного или эстрадного певца, скрипача или пианиста.

Между поклонниками «лёгкой» и «серьёзной» музыки часто возникают ожесточенные споры. Чтобы понять, кто из них прав, нужно, прежде всего, разобраться в том, что же такое «лёгкая» музыка. Многие считают, что слово «лёгкая» в применении к музыке значит примерно то же, что слово «пошлая». И это, естественно, вызывает бурный протест юных поклонников вокально-инструментальных ансамблей рок-музыки и других современных течений, которые иной раз получают довольно неопределенное название «молодежной» музыки.

 

Что же всё-таки представляет собой «лёгкая» музыка? Разобраться во множестве её переплетающихсянаправлений не легче, чем в направлениях музыки «серьёзной». Пожалуй, даже труднее: ведь формы и жанры серьёзной музыки сложились давно, в ней выработались устойчивые, многовековые традиции. Опера, например, существует без малого 400 лет, и хотя современные произведения не похожи на первые оперные флорентийских композиторов, создавших этот жанр, но все же первоначальное определение оперы как «драмы, положенной на музыку» («drama per musica»), подходит и к старинным, и к современным образцам этого жанра.

Не так  обстоит дело в области «лёгкой» музыки. Различные направления, жанры, формы сменяют друг друга с невероятной быстротой, подчиняясь стремительному бегу нашего времени, а в значительной степени и капризам моды. Зачастую даже сами «звёзды» поп- и рок-музыки весьма туманно определяют сущность  пропагандируемого ими направления и отличие его от других, современных и предшествующих.  Проследим на примере двух-трех  десятилетий развитие поп- и рок-музыки.

Между радикальностью и стилем glamour.

С конца 60-  и в начале 70-х годов появляются направления  hard rock (хард рок) и   heavy metal (хэви металл): группы Led  Zeppelin  и  Deep Purple, образовавшиеся в 1968 г. и  AC/DC, возникшая в 1971 г. – это только некоторые представители этого агрессивного и эпатажного музыкального направления. На противоположном полюсе возник  glamour rock (глэм-рок), чье  своеобразие зависело больше от индивидуальности исполнителя, чем от музыкальной партитуры. Дэвид  Боун был его сомнительным знаменосцем вместе с группой Roxy Musicи в последующее десятилетие другими группами с неоромантической и танцевальной тенденцией подобно Spandau Ballet и  Duran Duran. В 1975 г. эстафету «агрессивности» принимают panks  (панк), образец непочтительности, неуважения, дерзости, берущие пример с группы Sex Pistols  и ее лидера Сида Вишеса, умершего в 1979 г. от передозировки героина. Почти одновременно возникали группы, подобные Boney M, Bee Gees,Village People, — «апостолы» новой волны танцевальной музыки. В их композициях все больше преобладало звучание электронных инструментов: приближался стиль 80-х годов – techno (техно). Хотя отсутствие исторической перспективы ещё не позволяет нам видеть эволюцию поп-музыки нового века, стоит отметить, что существует ясная тенденция к кибернетической музыке (хорошим примером этому является стиль brake dance  — брэйк данс), а также растущее присутствие непритязательного «однодневного товара», предназначенного для потребностей юной публики: Spice Girls или «Блестящие». Более подробное описание истории  рок-музыки на сайте "История рок — музыки": http://www.rock-book.ru/total/rock_story/west.html

В лучших образцах «лёгкой» музыки  «лёгкость» означает не «легковесность», а доступность для восприятия. Это качество очень важно для любого искусства, вопрос только в том, какими средствами оно достигается и что эти средства выражают.

К сожалению, иной раз приходится наблюдать, как мелодия в исполнении некоторых рок-групп исчезает, заменяясь нарочито грубыми выкриками, как, в сущности, исчезает и ритм (когда-то такой живой и гибкий в «старом» джазе!), а вместо ритма мы слышим равномерный, механический «топот».

Громкость при помощи электроакустических  средств усилена почти до «болевого порога»,  а к слуховым ощущениям присоединяются зрительные,в виде обязательных световых эффектов. Такие произведения, рассчитанные на самый примитивный и нетребовательный вкус, строго говоря, вообще не принадлежат к области искусства, которое должно обращаться к уму и сердцу человека, а не воздействовать на него только физиологически: оглушительной громкостью, гипнотизирующим «вдалбливанием» одного и того же мотива и т.п.  

 

 

 

 

 

 

 

Японский ученый Масуро Эмото — один из самых выдающихся исследований в области заряженной воды провел эксперимент. Он заморозил по-разному заряженную воду, а потом сфотографировал кристаллы воды, увеличенные под микроскопом. Словами, которые оказали самое мощное воздействие на воду, были «любовь» и «благодарность». Также Масуро заряжал воду с помощью музыки: вода, заряженная с помощью классической музыки, принимала прекрасные правильные формы. Когда к ёмкости с дистиллированной водой прикрепили наклейку с надписью "спасибо", замороженные кристаллы приобрели форму, похожую на форму кристаллов, образовавшихся под воздействием "Вариаций Гольдберга" И.С. Баха — музыки, сочинённой в знак благодарности к человеку, именем которого она была названа.

  

В то время как от рок-музыки форма кристаллов воды становилась уродливой. После того как воде проиграли "Отель разбитого сердца" Элвиса Пресли, получились кристаллы льда, разломанные пополам. При бомбардировке проб воды музыкой "тяжёлый металл" (хэви метал), при наклеивании на ёмкости этикеток с негативными словами или когда на пробах специально фокусировались негативные мысли и эмоции, вода совсем не формировала кристаллов, а образовывала хаотические, фрагментированные структуры. Самые некрасивые формы вода принимала, когда была заряжена словами: «дьявол», «дурак», «ненавижу». 

Кристаллы воды, которые были подвергнуты воздействию фольклорной музыки (народной):

Интересные результаты были получены, после исследований в Эрмитаже: оказалось, что многие предметы искусства имеют очень активное био-излучение, которое активно воздействует на психику и физическое состояние человека. Так одна из работ Матиса влияет на биоэнергетический канал почек.

История и развитие популярной, «лёгкой музыки».

«Лёгкая» музыка в настоящем значении этого слова – это музыка для развлечения, отдыха. Действительно: именно развлекательная музыка и является самой «лёгкой», доступной по содержанию. Она не вызывает глубоких раздумий. Однако «лёгкая» и «развлекательная» — не синонимы. Ведь к лёгкой музыке относятся оперетта, танцевальная музыка, эстрадные песни, джазовые композиции. А это – далеко  не всегда только развлечение.

В самом начале зарождения жанров легкой музыки её сфера ограничивалась танцевальными площадками и театрами варьете. Отсюда можно смело сказать, что «родителями» популярных жанров были песня и танец.

                    Рождение рок-н-ролла

В 40-е годы в Европе торжествует французский шансон: Морис Шевалье и Эдит Пиаф – исполнители, вклад которых в развитие французского шансона является классикой жанра. Одновременно повсеместно приобрели популярность латиноамериканские танцы, и уже в конце 50-х, сметая все препятствия на своем пути, заставил себя принять и всех покорил новый стиль музыки rock&roll. Начало жанру положил диск-жокей Алан Фрид, а также Билл Хейли, который своим фильмом the clock в 1954 г. открыл эру рок-н-ролла. Но, без сомнения, символом жанра стал Элвис Пресли, а также Чак Бери, Алан Дейл и Литтл Ричард. Параллельно с этим течением в середине 60-х годов возник другой тип музыки: фолк, или «песня протеста». Во главе этого направления стояли Боб Дилан и Леонард Коэн. Но окончательное «землетрясение», взорвавшее недра музыкальной иерархии, уже было готово начаться. Его эпицентр – Ливерпуль. В 1962 г.  The Beatles  выпустили свой первый диск. Вообще изобретение и популяризация грампластинок в корне изменили ситуацию в распространении и популяризации легких жанров. Так пришла эра начала британского господства в поп-музыке: Rollig Stones, The Who, The Moody Blues. Последние были инициаторами, так называемого симфонического рока, на рубеже 70-х годов, культивируемого группами, подобными Emerson, Lake&Palmer, Genesis, Pink Floyd.

                        Композиторы-классики и «лёгкая» музыка.

Совсем не чуждались «лёгкой » музыки и многие композиторы – классики. Бетховен, автор монументальных симфоний, писал для фортепиано простенькие «Немецкие танцы», звучавшие на вечеринках, где веселилась молодёжь. Более того, классики не отделяли непреодолимой преградой свои «серьезные» сочинения от «лёгкой» музыки. В XIX веке вальс был модным бальным танцем, но это не мешало Глинке и Шопену создавать высокопоэтические вальсы для концертного исполнения, а Чайковскому даже использовать ритм этого танца в некоторых эпизодах своих симфоний.

Все дело в том, что, обращаясь к жанрам бытовой музыки, великие композиторы оставались настоящими, требовательными к себе художниками. Они никогда не изменяли хорошему вкусу и воспитывали его в своих слушателях. Вот почему произведения классиков до сих пор не теряют своей свежести и привлекательности в отличие от многих песенок и танцев, которые, как всякая мода, очень быстро стареют, надоедают и начинают казаться нелепыми и смешными. Прослушайте, пожалуйста, никогда не стареющий шедевр фортепианной музыки композитора Ф.Шопена "Вальс, до-диез минор" в исполнении великого пианиста Владимира Горовица.

[youtube]5SVW_O5DlQM[/youtube]

 

                     Так кто же все-таки является подлинным любителем музыки?

Конечно, тот, чьи интересы наиболее широки, кто видит в музыке не только средство для развлечения и приятного отдыха, но великое и прекрасное искусство, обладающее могучей силой воздействия, кто стремится глубже проникнуть в это искусство, понять его богатый и выразительный язык.

 

 

 

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.