Премия «Грэмми» (США) — «музыкальный Оскар».

«Грэмми» (англ. Grammy) — музыкальная премия Американской академии звукозаписи.  Была учреждена Ассоциацией звукозаписывающих компаний США 14 марта 1958 года. Является одной из самых престижных наград в современной музыкальной индустрии, которую можно сравнить с премией «Оскар» в кинематографе.

Идея ее создания родилась у профессиональных музыкантов в Лос Анджелесе в 1957 году, когда отмечался 80-летний юбилей изобретения граммофона Томасом Эдисоном. Отсюда и название «Грэмми» и форма призовой статуэтки (позолоченный  граммофончик). Их вручную изготавливают на фирме Billings Artworks.

Нетрадиционность этой премии заключалась в широком диапазоне номинаций за высшие достижения по итогам прошедшего года — музыкантам, певцам, композиторам, аранжировщикам, продюсерам, звукоинженерам, техникам, режиссерам и так далее. «Грэмми»  отмечает достижения музыкантов, работающих в самых разнообразных музыкальных стилях, и присуждается по решению членов Национальной академии звукозаписи США вне зависимости от коммерческого успеха и места, занимаемого данным произведением или исполнителем в хит парадах, то есть оценивается чистое искусство. Грэмми присуждается ежегодно в 108 категориях по 30 музыкальным жанрам в результате голосования уполномоченными  членами «Recording Academy» («Академии звукозаписи»). Премия «Грэмми» ежегодно присуждается членами академии в результате тайного голосования. В номинациях отражены практически все основные музыкальные стили — от рок- и рэп-музыки до классики и кантри. Главные номинации: «Альбом года», «Запись года», «Песня года», «Новичок года», причем награду в категории «Запись года» получают продюсеры композиции, а «Песня года» — ее автор и/или исполнитель.

Первое вручение премии состоялось в 1958 году. Церемонию открывал Фрэнк Синатра, впоследствии дважды удостоенный этой награды. С тех пор прошли еще 52 торжественные церемонии. Ныне эта премия является самой престижной из всех музыкальных премий мира. За право проводить у себя церемонию традиционно борются Лос-Анджелес и Нью-Йорк. И не только потому, что «Грэмми» — предмет национальной гордости Соединенных Штатов. Ведь ежегодное красочное шоу под названием «Грэмми» вливает в экономику города, где оно проходит, от 35 до 40 миллионов долларов.

Также, помимо ежегодной церемонии вручения музыкальных наград, с 1973 году был открыт так называемый Зал славы «Грэмми». Цель Зала славы — выявить и отметить музыкальные произведения, оказавшие большое влияние на развитие музыки. В Зал славы «Грэмми» включаются как отдельные песни, так и целые альбомы, а количество включенных в него записей на сегодняшний день превышает 600.

Есть музыканты, которые становились лауреатами «Грэмми» неоднократно: Майкл Джексон при жизни получал «Грэмми» 13 раз, двенадцатикратным обладателем «Грэмми» был знаменитый пианист, саксофонист, композитор, вокалист Рэй Чарльз, десятикратным обладателем «Грэмми» является известнейший вокалист, импровизатор и имитатор, автор популярнейшей песни Don’t Worry, Be Happy Бобби Макферрин. Есть музыканты, которые становились лауреатами сразу нескольких номинаций за один год: в 1998 году гаитянка Лoрин Хилл выиграла пять «Грэмми» (из одиннадцати номинаций), установив тогда рекорд для женщины исполнителя; в 2000 году восемь наград получил мексиканец Карлос Сантана, повторив рекордное достижение Майкла Джексона в 1983 году. По количеству наград «Грэмми» за всю историю существования этой премии фаворитом остается ирландская рок группа U2, в активе которой 20 «граммофончиков». В истории премии был случай, когда в знак протеста против политики британских властей в отношении Северной Ирландии ирландская певица Шинед О’Коннор отказалась от премии «Грэмми».

В разное время  премии «Грэмми» удостаивались Элвис Пресли, Джон Леннон, «Иглз», Шинед О’Коннор, «Джетро Талл», Тина Тернер, Джордж Бенсон, Би Би Кинг, Боб Дилан, «Ю ту» (U2), Уитни Хьюстон, Стинг, Мадонна, «Депеш Мод».

Лауреатом 52-й церемонии «Грэмми», состоявшейся в феврале 2010 года стал скончавшийся в июне 2009 года король поп-музыки Майкл Джексон. Он посмертно был удостоен еще одной, 14-й, премии «Грэмми» — за вклад в развитие музыкального искусства.

Триумфатором 52-й церемонии вручения «Грэмми» стала певица Бейонсе, удостоившаяся сразу шести премий «Грэмми», в том числе в престижной категории «Песня года». Шесть статуэток Бейонсе стали рекордным единовременным достижением для исполнительницы женского пола за всю историю премии «Грэмми».

Лауреатами «Грэмми»  становились и  мастера классического музыкального жанра:  Валерий Гергиев, а также возглавляемые им хор и оркестр Мариинского театра,

Владимир Ашкенази (7),

Юрий Башмет,

Евгений Кисин,

Родион Щедрин,

Максим Венгеров.

В 1996 году скрипач Максим Венгеров получил премию в номинациях «Классический альбом года» и «Лучший инструментальный солист с оркестром» за запись концертов Шостаковича и Прокофьева.

В 1999 году Владимир Ашкенази получил премию в номинации «Лучшее инструментальное сольное исполнение» за диск с прелюдиями и фугами Дмитрия Шостаковича.

В 2002 году российский скрипач Гидон Кремер удостоен «Грэмми» в номинации «Исполнение небольшого ансамбля» за альбом «После Моцарта (Раскатов, Сильвестров, Шнитке и др.)».

В  2003 году нетрадиционным было вручение премии «Грэмми» Мстиславу Ростроповичу — «за экстраординарную карьеру виолончелиста и дирижера» и не за отдельную запись, как пояснил затем сам Ростропович, а «за жизнь в записях». Вручение произошло в 2003 году в Нью-Йорке, во время специального мероприятия, посвященного российскому музыканту. Он стал седьмым по счету из тех, кто получил высшую премию Грэмми «За жизнь в записях». Это высшая награда премии и вручают ее отдельно, чтобы подчеркнуть всю важность события. За историю «Грэмми» Ростропович стал седьмым по счету музыкантом, получившим столь высокую оценку.

В 2004 году Мстислав Ростропович и Максим Венгеров стали лауреатами премии в номинации «Лучшее исполнение инструментального соло в сопровождении оркестра» за диск с записью скрипичного концерта Бенджамина Бриттена и концерта для виолончели Уильяма Уолтона. Максим Венгеров играл с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Мстислава Ростроповича.

В 2005 году российский пианист Михаил Плетнев получил премию в номинации «Лучшее исполнение камерной музыки». Эту награду россиянин получил вместе с аргентинской пианисткой Мартой Аргерих за исполнение произведений Сергея Прокофьева и Мориса Равеля.  Интересно, что пластинка Cinderella Suite / Ma Mere L’Oye, за которую Плетнев получил премию, — чистой воды продюсерский проект. Такие проекты теперь правят бал не только в поп-музыке. Диск из произведений Прокофьева и Равеля придумали продюсеры известного лейбла классической музыки Deutsche Grammophon. Они посадили Михаила Плетнева за один рояль с аргентинской пианисткой Мартой Аргерих. Столкновение южного темперамента и более сдержанной игры Плетнева дало необычно сильный результат. «Получился настоящий мультикультурный проект в рамках классической музыки», — говорит Петр Поспелов. 

   

В 2008 году  премию «Грэмми» в номинации «Лучшее выступление в составе малого ансамбля» получил Юрий Башмет вместе с оркестром «Солисты Москвы»  за исполнение произведений Стравинского и Прокофьева.

В 2010 году премию «Грэмми» «За лучшее сольное инструментальное исполнение с оркестром» Второго и Третьего концертов для фортепиано Сергея Прокофьева получили выдающиеся дирижер Владимир Ашкенази и пианист Евгений Кисин.

       

В 2011г. солисты Мариинского театра Ильдар Абдразаков и Ольга Бородина, симфонический оркестр и хор Чикаго с «Реквиемом» Джузеппе Верди стали лауреатами в двух категориях: за лучший классический альбом и лучшее хоровое пение. Победители были объявлены в прямом эфире 13 февраля 2011 года. Церемония награждения состоялась в многофункциональном спортивном комплексе «Стейплс-центр», в Лос-Анджелесе.

Летом 2010 года Академия звукозаписи США внесла изменения в правила номинирования на премию «Грэмми». Отныне исполнители, ранее уже номинировавшиеся на «Грэмми», смогут претендовать на премию в категории «Лучший новый артист», если они до того не выпускали полнометражные альбомы и не становились лауреатами. Некоторые изменения коснулись и других номинаций. В частности, продюсерам классических альбомов теперь достаточно представить на рассмотрение Академии хотя бы одну запись (ранее необходимо было представить три). Кроме того, классические сборники могут претендовать на премию только в том случае, если более половины произведений написаны хотя бы за пять лет до выдвижения на «Грэмми».

В 2012 году формат «Грэмми» будет существенно изменен. Организаторы главной музыкальной премии сообщили о том, что исключат более тридцати категорий из общего числа номинаций, а также о слиянии некоторого количества из оставшихся. Как известно, ранее было 109 позиций.

Так, по новым правилам, с будущего года упростят разделение на женские и мужские категории. Теперь вместо премии «Исполнитель» и «Исполнительница года» (в поп-музыке, хип-хопе, ритм-н-блюзе и т.д.) будет вручаться одна награда — «Лучший артист года». По мнению главы Рекординговой Академии США Нила Портного хороший исполнитель является хорошим исполнителем, независимо от пола.

Кроме того, теперь металлисты и хард-рокеры будут претендовать на одну награду «Грэмми». В джазе число категорий снизилось с шести до четырех номинаций, в R&B теперь будет не восемь премий, а четыре, а количество номинаций в классике уменьшилось с тринадцати до девяти.

Вместе с тем организаторы упростят такие номинации как «Рэп-исполнение группой или дуэтом», «Лучшая начитанная пластинка для детей», «Лучшая пластинка с музыкой коренного населения США» и несколько других экзотических категорий. Ещё одним нововведением, призванным ужесточить отбор будет предварительный список, для голосований состоящий из сорока претендентов вместо двадцати пяти, как это было ранее. Но в финале каждой категории окажутся только трое вместо привычных пяти номинантов.

Глава Рекординговой Академии США Нил Портной сказал, что благодаря новым правилам усилится здоровая конкуренция между артистами и повысится престиж и авторитет «Грэмми», подупавший в последние годы. Нынешние изменения правил являются самыми радикальными за всю пятидесяти трёх летнюю историю церемонии «Грэмми».

У премии «Грэмми» существует свой латиноамериканский аналог — «Latin Grammy Awards». Латинская Грэмми (англ. Latin Grammy Awards) — музыкальная премия Латиноамериканской академии искусства и науки звукозаписи. Существует с 2000 года и присуждается ежегодно. Является самой престижной наградой в современной латиноамериканской  музыкальной индустрии.

http://euromuse.ucoz.com 

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.