К.В.Глюк Опера «Орфей».

 

История создания. Сюжет. Музыка.

История создания.

Античный сюжет о преданной любви Орфея и Эвридики – одна из самых распространенных в опере. До Глюка он был использован в произведениях Пери, Каччини, Монтеверди, Ланди и др. Глюк трактовал и воплотил его по-новому. Реформа Глюка, впервые осуществленная в «Орфее», была подготовлена многолетним опытом творчества, работой в крупнейших европейских театрах; богатое, гибкое мастерство, совершенствовавшееся десятилетиями, он смог поставить на службу своей идее создания возвышенной трагедии.

Горячего единомышленника композитор нашел в лице поэта Р.Кальцабиджи (1714 -1795). Из многочисленных вариантов легенды об Орфее либреттист выбрал тот, что изложен в «Георгиках» Вергилия. В нем античные герои предстают в величавой и трогательной простоте, наделенные чувствами, доступными обычному смертному. В этом выборе оказался протест против ложного пафоса, риторики и вычурности феодально – дворянского искусства.

В 1-й редакции оперы, показанной 5 октября 1762 года в Вене, Глюк еще не вполне освободился от традиций парадных представлений – партия Орфея поручена альту – кастрату, введена декоративная роль Амура; концовка  оперы, вопреки мифу, оказалась счастливой; 2-я редакция, показанная в Париже 2 августа 1774 года, значительно отличалась от 1-й. Текст был заново написан П.Л.Молином. Выразительнее. Естественнее стала партия Орфея; она была расширена и передана тенору. Сцена в аду заканчивалась музыкой финала из балета «Дон — Жуан»; в музыку «блаженных теней» введено знаменитое соло флейты, известное в концертной практике как «Мелодия» Глюка. В 1859 году опера Глюка была возобновлена Берлиозом. В роли Орфея выступила П.Виардо. С этих пор существует традиция исполнения заглавной партии певицей.

Сюжет.

В красивой уединенной роще из лавров и кипарисов – гробница Эвридики. Орфей оплакивает свою подругу. Пастухи и пастушки, сочувствуя ему, призывают дух умершей услышать стенания супруга. Они разжигают жертвенный огонь, украшают памятник цветами. Орфей просит оставить его наедине с грустными мыслями. Тщетно призывает он Эвридику – лишь эхо повторяет имя возлюбленной в долине, лесах, среди скал. Орфей умоляет богов вернуть ему любимую жену или отнять у него жизнь.

Появляется Амур, он объявляет волю Зевса: Орфею разрешается  сойти в ад, и если голос певца и звуки его лиры растрогают нечестивых, он вернется с Эвридикой. Лишь одно условие должен выполнить Орфей: не смотреть на супругу до тех пор, пока они не достигнут Земли, иначе Эвридика будет потеряна навсегда. Самоотверженная любовь Орфея готова выдержать все испытания.

Густой темный дым окутывает таинственную местность, временами освещаемую вспышками адского пламени. Фурии и подземные духи затевают дикую пляску. Появляется Орфей, играющий на лире. Духи стараются запугать его страшными видениями. Трижды взывает к ним Орфей, умоляя облегчить его страдания. Силой искусства певцу удается  смягчить их.  Духи признают себя побежденными и открывают Орфею дорогу в подземный мир.

Происходит чудесное превращение. Орфей попадает в Элизиум – прекрасное царство блаженных теней. Здесь он находит тень Эвридики. Ей чужды земные тревоги, мир и радость волшебной страны заворожили ее. Орфей поражен красотой пейзажа, чудесными звуками, пением птиц. Но счастлив  он может быть только с Эвридикой. Не оборачиваясь, Орфей берет ее за руку и поспешно удаляется.

Вновь возникает мрачное ущелье с нависшими скалами, запутанными тропинками. Орфей торопится вывести из него Эвридику. Но возлюбленная огорчена и встревожена: супруг ни разу не взглянул на нее. Не охладел ли он к ней, не померкла ли ее красота? Упреки Эвридики причиняют Эрфею нестерпимую душевную боль, но он не в силах ослушаться богов. Вновь и вновь Эвридика умоляет мужа обратить на нее свой взор. Для нее лучше умереть, чем жить нелюбимой. Отчаявшийся Орфей уступает ее просьбам. Он оглядывается, и Эвридика падает мертвой. Безутешному горю Орфея нет границ. Он готов поразить себя кинжалом, но Амур останавливает его. Супруг доказал свою верность, и по воле богов Эвридика вновь оживает. Толпа пастухов и пастушек радостно приветствует героев, развлекая их пением и плясками. Орфей, Эвридика и Амур славят всепобеждающую силу любви и мудрость богов.

 Музыка.

«Орфей» справедливо считается шедевром музыкально – драматического гения Глюка. В этой опере впервые столь органично музыка подчинена драматическому развитию Речитативы, ария. Пантомима, хоры, танцы полностью раскрывают смысл в связи с действием, разворачивающимся на сцене, и, сочетаясь, придают произведению поразительную стройность и стилистическое единство.

Опера в 3-х  актах. Либретто Р.Кальцабиджи и П.Л.Молина.

Действующие лица:

Орфей (тенор или меццо — сопрано)

Эвридика (сопрано)

Амур (сопрано)

Пастухи, пастушки, фурии, адские духи, блаженные тени.

Увертюра оперы музыкально не связана с действием; согласно существующей традиции, она выдержана в живом движении, жизнерадостном характере.

I акт представляет собой монументальную траурную фреску. Величественно и печально звучание погребальных хоров. На их фоне возникают полные страстной скорби стенания Орфея. В сольном эпизоде Орфея с эхом трижды повторяется выразительная мелодия «Где ты, любовь моя», выдержанная в духе lament (жалобных стенаний).

Она прерывается драматическими призывными речитативами, которым, точно эхо, вторит оркестр за сценой.

Две арии Амура (одна из них написана для парижской постановки) изящны, красивы, но мало связаны с драматической ситуацией. Игривой грацией пленяет вторая ария «Небес повеленье исполнять спеши», выдержанная в ритме менуэта. В конце акта наступает перелом.  Заключительный речитатив и ария Орфея носят волевой, стремительный характер, утверждая в нем героические черты.

II акт, наиболее новаторский по замыслу и воплощению, разделяется на две контрастирующие части.

В первой устрашающе грозно звучат хоры духов, исполняемые в унисон с тромбонами – инструментами, впервые введенными в оперный оркестр в парижской редакции «Орфея». Наряду с острыми гармониями, «фатальным» ритмом, впечатление жути призваны производить глиссандо оркестра, изображающие лай Цербера. Стремительные пассажи, острые акценты сопровождают демонические пляски фурий. Всему этому противостоит нежная ария Орфея  под аккомпанемент лиры (арфа и струнные за сценой) «Заклинаю, умоляю, сжальтесь, сжальтесь надо мной». Элегически окрашенная плавная мелодия становится все взволнованнее, активней, просьба певца настойчивее.

Act II sc. 1

Вторая половина акта выдержана в светлых пасторальных тонах. Свирельные наигрыши гобоя, струящееся звучание скрипок, легкая,  прозрачная оркестровка передают настроение полной умиротворенности.

Выразительна меланхолическая мелодия флейты – одно из замечательных откровений музыкального гения Глюка.

Тревожная, порывистая музыка вступления к  III действию  живописует мрачный фантастический пейзаж. Дуэт «Верь нежной страсти Орфея» получает напряженное драматическое развитие. Отчаяние Эвридики, ее волнение, горестные  причитания переданы в арии «О жребий злосчастный». 

 

Gluck: Orfeo ed Euridice- Act 3 duet

Скорбь Орфея, печаль одиночества запечатлены в арии «Потерял я Эвридику».

 

 

Орфей — 10 — Потерял я Эвридику

Завершают оперу балетная сюита и ликующий хор, где солистами, чередуясь, выступают Орфей, Амур, Эвридика.

 

 

Lira de Orfeo COMPLETO + Lira de Mime

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.