Культура Казахстана на современном этапе развития — Аскар Бурибаев

 

29 ноября 2012, 12:52

Ны­неш­ний год был бо­гат на куль­тур­ные со­бы­тия. В стране про­хо­ди­ли кон­цер­ты, те­ат­раль­ные по­ста­нов­ки, фе­сти­ва­ли с огром­ным ко­ли­че­ством звезд и гром­ких по­ка­зов. 2012 год за­пом­нил­ся зри­те­лю…

Ны­неш­ний год был бо­гат на куль­тур­ные со­бы­тия. В стране про­хо­ди­ли кон­цер­ты, те­ат­раль­ные по­ста­нов­ки, фе­сти­ва­ли с огром­ным ко­ли­че­ством звезд и гром­ких по­ка­зов.

2012 год за­пом­нил­ся зри­те­лю бли­ста­тель­ны­ми ки­но­пре­мье­ра­ми ка­зах­стан­ских ре­жис­се­ров. Один толь­ко «Жа­у­жу­рек мын ба­ла» че­го сто­ил. По­го­во­рить о неко­то­рых ито­гах на­сы­щен­но­го го­да мы ре­ши­ли с че­ло­ве­ком, ко­то­рый к куль­ту­ре име­ет са­мое непо­сред­ствен­ное от­но­ше­ние, из­вест­ным му­зы­кан­том и ди­ри­же­ром, а ныне ви­це-ми­ни­стром куль­ту­ры и ин­фор­ма­ции Ка­зах­ста­на Ас­ка­ром Бу­ри­ба­е­вым.

ЛИ­ТЕР-Неде­ля: Ас­кар Ис­ма­и­ло­вич, а чем вам за­пом­нил­ся этот год?

А.Б.: Дей­стви­тель­но, год был за­по­ми­на­ю­щий­ся. И в нем мож­но вы­де­лить мно­го вы­да­ю­щих­ся для на­шей стра­ны со­бы­тий. Со­бы­тие ве­ли­чай­шей важ­но­сти для всей на­шей куль­ту­ры — это по­ста­нов­ка опе­ры «Абай» А. Жу­ба­но­ва и Л. Ха­ми­ди на ис­то­ри­че­ской сцене опер­но­го те­ат­ра Юж­ной Тю­рин­гии (Гер­ма­ния). Впер­вые ка­зах­ское про­из­ве­де­ние опер­но­го жан­ра по­став­ле­но на те­ат­раль­ной сцене За­пад­ной Ев­ро­пы. Это при­зна­ние то­го, что про­фес­си­о­наль­ное му­зы­каль­ное ис­кус­ство на­ше­го на­ро­да за­ни­ма­ет до­стой­ней­шее ме­сто в ми­ро­вой куль­ту­ре. Это огром­ный шаг по пре­тво­ре­нию в жизнь про­грам­мы на­ше­го пре­зи­ден­та, Ли­де­ра На­ции Н.А.На­зар­ба­е­ва «Путь в Ев­ро­пу».

Де­ло огром­ной важ­но­сти — со­хра­не­ние на­ше­го ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го на­сле­дия. Как из­вест­но, еще в 1987 го­ду на 24-й сес­сии Ге­не­раль­ной кон­фе­рен­ции ЮНЕ­СКО был одоб­рен меж­ду­на­род­ный про­ект по ком­плекс­но­му изу­че­нию Ве­ли­ко­го шел­ко­во­го пу­ти «Шел­ко­вый путь — путь диа­ло­га». За про­шед­шее вре­мя бы­ли про­ве­де­ны раз­лич­ные на­уч­ные кон­фе­рен­ции, меж­ду­на­род­ные экс­пе­ди­ции, се­ми­на­ры, став­шие дей­ствен­ны­ми ша­га­ми в про­дви­же­нии но­ми­на­ции. Ка­зах­стан, как и стра­ны Цен­траль­ной Азии, ак­тив­но участ­ву­ет в про­дви­же­нии сво­их зна­ко­вых па­мят­ни­ков в но­ми­на­цию ЮНЕ­СКО «Ве­ли­кий шел­ко­вый путь».

Ин­те­рес, вы­зван­ный этим про­ек­том, при­вел к рас­смот­ре­нию воз­мож­но­сти вне­се­ния все­го или ча­сти объ­ек­тов Шел­ко­во­го пу­ти в спи­сок все­мир­но­го на­сле­дия.

В на­сто­я­щее вре­мя на­шим ми­ни­стер­ством ве­дут­ся ра­бо­ты по раз­ра­бот­ке но­ми­на­ции и ме­недж­мент-пла­нов по со­хра­не­нию дан­ных па­мят­ни­ков. За­вер­ше­ние под­го­тов­ки фи­наль­но­го до­сье уста­нов­ле­но на ян­варь 2013 го­да.

ЛИ­ТЕР-Неде­ля: На­сколь­ко нам из­вест­но, од­ним из важ­ных на­прав­ле­ний в де­я­тель­но­сти Ми­ни­стер­ства куль­ту­ры и ин­фор­ма­ции яв­ля­ет­ся про­па­ган­да и по­пу­ля­ри­за­ция па­мят­ни­ков ис­то­рии и куль­ту­ры пу­тем ор­га­ни­за­ции вы­ста­вок, по­сред­ством про­ве­де­ния раз­лич­ных ме­ро­при­я­тий как со стра­на­ми Со­дру­же­ства, так и в рам­ках ор­га­ни­за­ции ТЮРК­СОЙ. Рас­ска­жи­те об этом по­дроб­нее.

А.Б.: Это дей­стви­тель­но так. И за пе­ри­од с ян­ва­ря по но­ябрь 2012 го­да по ли­нии Ми­ни­стер­ства куль­ту­ры и ин­фор­ма­ции рес­пуб­ли­ки бы­ли про­ве­де­ны 8 меж­ду­на­род­ных вы­ста­вок. Из них в рам­ках Го­да «Аста­на — куль­тур­ная сто­ли­ца тюрк­ско­го ми­ра» бы­ло про­ве­де­но 3 круп­ных куль­тур­ных ме­ро­при­я­тия. Это 9-я встре­ча фо­то­ху­дож­ни­ков тюр­ко­языч­ных стран, ор­га­ни­зо­ван­ная в га­ле­рее со­вре­мен­но­го ис­кус­ства «Ару-Арт». В рам­ках дан­но­го ме­ро­при­я­тия про­шла очень ин­те­рес­ная фо­то­вы­став­ка «Но­вая сто­ли­ца но­во­го ты­ся­че­ле­тия». На эту встре­чу в Аста­ну при­е­ха­ли про­фес­си­о­наль­ные фо­то­ху­дож­ни­ки из Ка­зах­ста­на, Кыр­гыз­ста­на, Азер­бай­джа­на, Рос­сии, Мол­да­вии, Тур­ции, Ки­п­ра, а та­к­же офи­ци­аль­ные пред­ста­ви­те­ли меж­ду­на­род­ной ор­га­ни­за­ции ТЮРК­СОЙ.

Та­к­же в пе­ри­од с 5 сен­тяб­ря по 5 ок­тяб­ря в Астане со­сто­я­лось 5-е би­ен­на­ле скульп­тур­но­го ис­кус­ства тюрк­ско­го ми­ра. В нем при­ня­ли уча­стие из­вест­ные оте­че­ствен­ные и за­ру­беж­ные скуль­пто­ры из Кыр­гыз­ста­на, Уз­бе­ки­ста­на, Тур­ции, Турк­ме­ни­ста­на, Рос­сии, Азер­бай­джа­на.

Кро­ме то­го, в ок­тяб­ре в за­ле вы­ста­воч­но­го цен­тра «К˜рме» про­шла вы­став­ка со­вре­мен­но­го ис­кус­ства «Арт­Да­ла». Про­ект объ­еди­нил груп­пу со­вре­мен­ных ху­дож­ни­ков Ка­зах­ста­на, Кыр­гыз­ста­на и Уз­бе­ки­ста­на.

Осо­бо сле­ду­ет от­ме­тить меж­ду­на­род­ную вы­став­ку «Жем­чу­жи­ны Фран­ции — фран­цуз­ское ис­кус­ство и куль­ту­ра от эпо­хи Ре­нес­сан­са до на­ших дней», ор­га­ни­зо­ван­ную в за­лах Го­су­дар­ствен­но­го му­зея ис­кусств РК им. Ка­сте­е­ва. На вы­став­ке бы­ли пред­став­ле­ны бо­лее 400 уни­каль­ных про­из­ве­де­ний из му­зеев Лув­ра и Д’Ор­сэ, Цен­тра Пом­пи­ду, Фран­цуз­ской на­ци­о­наль­ной биб­лио­те­ки, На­ци­о­наль­ной ме­бель­ной и На­ци­о­наль­ной го­бе­ле­но­вой ма­ну­фак­тур, ма­ну­фак­тур Бо­ве и Са­вон­ри, го­су­дар­ствен­но­го учре­жде­ния по зам­кам, Вер­саль­ско­го двор­ца и мно­гих дру­гих фран­цуз­ских му­зеев.

ЛИ­ТЕР-Неде­ля: Есть еще од­но на­прав­ле­ние в куль­ту­ре — это те­ат­раль­ное ис­кус­ство. Чем по­ра­до­ва­ли нас ма­сте­ра те­ат­раль­но­го ис­кус­ства и что ин­те­рес­но­го про­изо­шло в этом го­ду?

А.Б.: В це­лях под­держ­ки те­ат­раль­но­го ис­кус­ства Ка­зах­ста­на Ми­ни­стер­ством куль­ту­ры и ин­фор­ма­ции Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан бы­ли про­ве­де­ны зна­чи­тель­ные ме­ро­при­я­тия.

На­при­мер, в мар­те в Ал­ма­ты про­шел ХII Рес­пуб­ли­кан­ский прак­ти­кум де­я­те­лей те­ат­раль­но­го ис­кус­ства с уча­сти­ем за­ру­беж­ных ма­сте­ров на те­му «Тра­ди­ции и но­ва­тор­ство в со­вре­мен­ном те­ат­ре» и «Те­ат­раль­ная кри­ти­ка и ее роль в со­вре­мен­ном те­ат­раль­ном про­цес­се». В нем при­ни­ма­ли уча­стие ди­рек­то­ра, ху­до­же­ствен­ные ру­ко­во­ди­те­ли и ре­жис­се­ры те­ат­ров Ка­зах­ста­на, сту­ден­ты и пре­по­да­ва­те­ли Ка­зах­ской на­ци­о­наль­ной ака­де­мии ис­кусств им. Жур­ге­но­ва, пред­ста­ви­те­ли Со­ю­за те­ат­раль­ных де­я­те­лей Ка­зах­ста­на, ра­бот­ни­ки Ин­сти­ту­та ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ства им. Ауэ­зо­ва.

В сен­тяб­ре в Ураль­ске сов­мест­но с аки­ма­том За­пад­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти со­сто­ял­ся ХХ Рес­пуб­ли­кан­ский фе­сти­валь дра­ма­ти­че­ских те­ат­ров Ка­зах­ста­на, по­свя­щен­ный 80-ле­тию Ха­лыћ ћањар­ма­ны на­род­но­го ар­ти­ста СССР, ла­у­ре­а­та го­су­дар­ствен­ных пре­мий СССР и КазССР, из­вест­но­го ре­жис­се­ра те­ат­ра и ки­но Азер­бай­жа­на Мам­бе­то­ва.

Та­к­же в сен­тяб­ре по со­гла­со­ва­нию с Ми­ни­стер­ством аки­мат Жам­был­ской об­ла­сти про­вел рес­пуб­ли­кан­ский кон­курс мо­ло­дых ре­жис­се­ров «Де­бют», а в ок­тяб­ре был про­ве­ден рес­пуб­ли­кан­ский за­кры­тый кон­курс на дра­ма­ти­че­ские про­из­ве­де­ния по про­зам и пуб­ли­ци­сти­че­ским про­из­ве­де­ни­ям на­род­но­го пи­са­те­ля Ка­зах­ста­на Шер­ха­на Мур­та­зы.

В Ко­ста­нае про­шел Рес­пуб­ли­кан­ский те­ат­раль­ный фе­сти­валь, по­свя­щен­ный 100-ле­тию вид­но­го де­я­те­ля куль­ту­ры пи­са­те­ля Илья­са Ома­ро­ва. В Ал­ма­ты в рам­ках IV Меж­ду­на­род­но­го те­ат­раль­но­го фе­сти­ва­ля стран Цен­траль­ной Азии про­шел Меж­ду­на­род­ный те­ат­раль­ный фе­сти­валь «Мир Ис­а­бе­ко­ва», по­свя­щен­ный 70-ле­тию пи­са­те­ля-дра­ма­тур­га, ла­у­ре­а­та Го­су­дар­ствен­ной пре­мии Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан Ду­ла­та Ис­а­бе­ко­ва.

Во­об­ще, ка­зах­стан­ские те­ат­ры при­ни­ма­ют ак­тив­ное уча­стие в меж­ду­на­род­ных ме­ро­при­я­ти­ях, про­во­ди­мых за ру­бе­жом, тем са­мым про­па­ган­ди­ру­ют до­сти­же­ния мно­го­на­ци­о­наль­но­го ка­зах­стан­ско­го те­ат­раль­но­го ис­кус­ства. И в этом го­ду на­ши те­ат­ры участ­во­ва­ли в фе­сти­ва­лях в Рос­сии, Та­джи­ки­стане, Турк­ме­ни­стане, Тур­ции и Ко­рее.

ЛИ­ТЕР-Неде­ля: Гла­ва го­су­дар­ства Нур­сул­тан На­зар­ба­ев в сво­ем по­сла­нии на­ро­ду Ка­зах­ста­на «Со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ская мо­дер­ни­за­ция — глав­ный век­тор раз­ви­тия Ка­зах­ста­на» осо­бое вни­ма­ние уде­лил со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­му раз­ви­тию мо­но­го­ро­дов. Ка­кую леп­ту в это внес­ло Ми­ни­стер­ство куль­ту­ры и ин­фор­ма­ци­и?

А.Б.: Для нас са­мое глав­ное бы­ло сде­лать так, что­бы жи­те­ли мо­но­го­ро­дов не чув­ство­ва­ли се­бя об­де­лен­ны­ми в куль­тур­ном плане. В этой свя­зи ми­ни­стер­ством был раз­ра­бо­тан га­строль­ный план рес­пуб­ли­кан­ских га­строль­но-кон­церт­ных ор­га­ни­за­ций. Он стал ос­но­вой про­ек­та «Ота­ным — ба­кыт ме­кенім», цель ко­то­ро­го — ре­а­ли­за­ция го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки в об­ла­сти куль­ту­ры, про­па­ган­да ос­нов­ных на­прав­ле­ний по­сла­ния Гла­вы го­су­дар­ства на­ро­ду Ка­зах­ста­на, обес­пе­че­ние ду­хов­ных по­треб­но­стей жи­те­лей мо­но­го­ро­дов, про­па­ган­да на­ци­о­наль­ных и ми­ро­вых про­из­ве­де­ний ис­кус­ства и ли­те­ра­ту­ры, ор­га­ни­за­ция куль­тур­но­го до­су­га и эс­те­ти­че­ское вос­пи­та­ние на­се­ле­ния. И учи­ты­вая зна­чи­мость и свое­об­раз­ность дан­но­го ме­ро­при­я­тия, для его ре­а­ли­за­ции бы­ли при­вле­че­ны ве­ду­щие рес­пуб­ли­кан­ские твор­че­ские кол­лек­ти­вы.

C ап­ре­ля это­го го­да в 56 на­се­лен­ных пунк­тах рес­пуб­ли­ки про­ве­де­ны га­стро­ли 15 рес­пуб­ли­кан­ских ор­га­ни­за­ций, и в 8 мо­но­го­ро­дах бы­ли по­ка­зы оте­че­ствен­ных филь­мов. Все это вы­зва­ло непод­дель­ный ин­те­рес у на­се­ле­ния, по­это­му дан­ная прак­ти­ка бу­дет про­дол­же­на и в по­сле­ду­ю­щие го­ды.

ЛИ­ТЕР-Неде­ля: Од­ним из зна­чи­мых ме­ро­при­я­тий, ре­а­ли­зу­е­мых ми­ни­стер­ством в на­сто­я­щее вре­мя, и ко­то­рое кос­ну­лось ка­зах­станн­цев из всех угол­ков стра­ны, мож­но на­звать рес­пуб­ли­кан­ский те­ле­ви­зи­он­ный смотр на­род­но­го твор­че­ства «Ел іші — €нер кеніші». Рас­ска­жи­те о нем…

А.Б.: Це­лью рес­пуб­ли­кан­ско­го те­ле­ви­зи­он­но­го смот­ра на­род­но­го твор­че­ства «Ел іші — онер кеніші» яв­ля­ет­ся вы­яв­ле­ние но­вых да­ро­ва­ний и под­держ­ка та­лант­ли­вых, са­мо­быт­ных твор­че­ских кол­лек­ти­вов и ис­пол­ни­те­лей, со­зда­ние усло­вий для раз­ви­тия твор­че­ских спо­соб­но­стей и под­держ­ки та­лант­ли­вых лю­дей в ма­лых го­ро­дах, рай­он­ных цен­трах и об­ла­стях рес­пуб­ли­ки.

По­иск на­род­ных та­лан­тов стар­то­вал в мае. Для уча­стия в нем при­гла­ша­лись са­мо­де­я­тель­ные кол­лек­ти­вы и ис­пол­ни­те­ли в воз­расте от 15 до 35 лет. Про­де­мон­стри­ро­вать свои да­ро­ва­ния мож­но бы­ло в трех но­ми­на­ци­ях: «Му­зы­ка и та­нец», «Те­ат­раль­ное ис­кус­ство и ори­ги­наль­ный жанр», «Изоб­ра­зи­тель­ное и де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное ис­кус­ство». В ре­зуль­та­те бес­ком­про­мисс­но­го со­стя­за­ния луч­шие ан­сам­бли и со­ли­сты, ма­сте­ра де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ства встре­ти­лись на сцене сто­лич­но­го Кон­гресс-хол­ла. На фи­нал кон­кур­са при­е­ха­ли са­мо­де­я­тель­ные ар­ти­сты и твор­че­ские кол­лек­ти­вы из всех ре­ги­о­нов стра­ны. Мы уве­ре­ны, что та­кие про­ек­ты спо­соб­ству­ют со­хра­не­нию, раз­ви­тию и рас­про­стра­не­нию куль­ту­ры, со­дей­ству­ют пат­ри­о­ти­че­ско­му вос­пи­та­нию мо­ло­де­жи.

ЛИ­ТЕР-Неде­ля: В этом го­ду неза­ви­си­мый Ка­зах­стан от­ме­чал 20-ле­тие уста­нов­ле­ния ди­пло­ма­ти­че­ских от­но­ше­ний с раз­лич­ны­ми го­су­дар­ства­ми. И осо­бое ме­сто в празд­нич­ных со­бы­ти­ях за­ни­ма­ли ме­ро­при­я­тия, про­во­ди­мые Ми­ни­стер­ством куль­ту­ры и ин­фор­ма­ции Ка­зах­ста­на.

А.Б.: Дей­стви­тель­но, куль­тур­ные свя­зи очень важ­ны в от­но­ше­ни­ях с на­ши­ми со­се­дя­ми и стра­на­ми даль­не­го за­ру­бе­жья. И мы тща­тель­но го­то­ви­лись к ним.

В ав­гу­сте в Биш­ке­ке со­сто­ял­ся га­ла-кон­церт офи­ци­аль­но­го от­кры­тия Дней куль­ту­ры Ка­зах­ста­на в Кыр­гыз­стане, а та­к­же вы­став­ка изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства, на ко­то­рой бы­ли пред­став­ле­ны кар­ти­ны из фон­дов Го­су­дар­ствен­но­го му­зея ис­кусств им. Ка­сте­е­ва.

Куль­тур­ные ме­ро­при­я­тия и кон­цер­ты про­шли не толь­ко в сто­ли­це Кыр­гыз­ста­на, но в го­ро­дах Та­лас и Кант.

В этом го­ду 20-ле­тие ди­пло­ма­ти­че­ских от­но­ше­ний от­ме­ча­ли Ка­зах­стан и Тур­ция. На про­тя­же­нии по­след­них 20 лет на­ши стра­ны успеш­но про­во­дят Дни куль­ту­ры, в ко­то­рых на­ро­ды обе­их стран по­зна­ют ис­то­рию и ис­кус­ство друг дру­га.

В этом го­ду Дни куль­ту­ры Ка­зах­ста­на в Тур­ции про­шли в Стам­бу­ле. В пе­ри­од с 10 по 12 ок­тяб­ря ту­рец­кий зри­тель смог на­сла­дить­ся твор­че­ством име­ни­тых ма­сте­ров ка­зах­ско­го ис­кус­ства.

10 ок­тяб­ря со­сто­я­лось от­кры­тие вы­став­ки «Ежелгі ко­шпенділер ал­ты­ны жане Ка­зак­стан­нын зер­герлік онері», 12 ок­тяб­ря — тор­же­ствен­ный кон­церт ма­сте­ров ис­кусств Ка­зах­ста­на.

9 ок­тяб­ря 2012 го­да в Москве в Боль­шом те­ат­ре Рос­сии со­сто­ял­ся празд­нич­ный кон­церт, по­свя­щен­ный 20-ле­тию за­клю­че­ния До­го­во­ра о друж­бе, со­труд­ни­че­стве и вза­им­ной по­мо­щи меж­ду Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­ей и Рес­пуб­ли­кой Ка­зах­стан с уча­сти­ем глав го­су­дарств.

Раз­но­жан­ро­вый га­ла-кон­церт ма­сте­ров ис­кусств стал под­твер­жде­ни­ем то­го, что на­ро­ды Ка­зах­ста­на и Рос­сии идут вме­сте и успеш­но вза­и­мо­дей­ству­ют во всех сфе­рах де­я­тель­но­сти.

Ко­неч­но же, и к нам при­ез­жа­ли го­сти. С 9 по 11 сен­тяб­ря в Астане со­сто­я­лись Дни куль­ту­ры Со­ци­а­ли­сти­че­ской Рес­пуб­ли­ки Вьет­нам в Рес­пуб­ли­ке Ка­зах­стан. На их тор­же­ствен­ном от­кры­тии в за­ле Двор­ца ми­ра и со­гла­сия бы­ли пред­став­ле­ны тан­цы и пес­ни Ку­ан Хо. Это на­род­ные пес­ни Кинь Бак Се­вер­но­го Вьет­на­ма. Пес­ни Ку­ан Хо при­зна­ны нема­те­ри­аль­ным куль­тур­ным на­сле­ди­ем че­ло­ве­че­ства ЮНЕ­СКО в 2009 го­ду.

20 но­яб­ря в Астане про­шли Дни лан­кий­ской куль­ту­ры в Ка­зах­стане, по­свя­щен­ные 20-ле­тию уста­нов­ле­ния ди­пло­ма­ти­че­ских от­но­ше­ний меж­ду Рес­пуб­ли­кой Ка­зах­стан и Де­мо­кра­ти­че­ской Со­ци­а­ли­сти­че­ской Рес­пуб­ли­кой Шри-Лан­ка.

ЛИ­ТЕР-Неде­ля: В этом го­ду в Ка­зах­стане ки­пе­ла бур­ная фе­сти­валь­ная жизнь. Ка­кой вклад в это внес Мин­куль­т?

А.Б.: На­при­мер, меж­ду­на­род­ный фе­сти­валь «Опе­ра­лия» про­во­дит­ся Ми­ни­стер­ством куль­ту­ры и ин­фор­ма­ции РК еже­год­но на­чи­ная с 2005 го­да в ка­нун Дня сто­ли­цы. Это од­на из са­мых круп­но­мас­штаб­ных ак­ций в об­ла­сти куль­ту­ры, про­во­ди­мых в сто­ли­це. Бла­го­да­ря фе­сти­ва­лю «Опе­ра­лия» жи­те­ли и го­сти сто­ли­цы име­ют воз­мож­ность по­зна­ко­мить­ся с ис­кус­ством име­ни­тых опер­ных пев­цов и ве­ду­щих со­ли­стов ба­ле­та из луч­ших те­ат­ров ми­ра. В ны­неш­нем го­ду фе­сти­валь со­брал ар­ти­стов са­мо­го вы­со­ко­го уров­ня. В про­грам­ме га­ла-кон­цер­та «Звез­ды ми­ро­во­го ба­ле­та» при­ня­ли уча­стие по­пу­ляр­ные тан­цов­щи­ки Ари­о­нель Вар­гас (Ан­глия), Де­рек Данн, Ма­рия Ков­рос­ки, Аск ля Кур Расмус­сен (США), Ма Сянь­дон, Чжан Синь­лю (На­ци­о­наль­ный ба­лет Ки­тая), Ху­ан Кая, Ши­га Якуе (Япо­ния), со­ли­сты Боль­шо­го те­ат­ра Ека­те­ри­на Кры­са­но­ва, Вла­ди­слав Лан­тра­тов (Рос­сия), а та­к­же со­ли­сты На­ци­о­наль­но­го те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та им К. Бай­се­и­то­вой Ма­ди­на Ба­с­ба­е­ва, Та­ир Га­та­у­ов… Та­к­же в Астане и Ал­ма­ты со­сто­я­лись га­ла-кон­цер­ты «Звез­ды ми­ро­вой опе­ры» с уча­сти­ем со­ли­стов ве­ду­щих те­ат­ров Ев­ро­пы ита­льян­цев Джу­зеп­пе Ва­ра­но и Силь­вии Дал­ла Бе­нет­та.

В июне Аста­на при­ни­ма­ла го­стей и участ­ни­ков фе­сти­ва­ля ис­кусств тра­ди­ци­он­ных ис­пол­ни­те­лей тюр­ко­языч­ных стран им. Кор­кы­та. Он про­хо­дил по трем но­ми­на­ци­ям: ко­быз, ду­хо­вые и смыч­ко­вые ин­стру­мен­ты. Его ос­нов­ная цель — со­хра­нить му­зы­каль­ное на­сле­дие Кор­кы­та как об­щее до­сто­я­ние тюр­ко­языч­ных на­ро­дов. Мы хо­тим раз­ви­вать тра­ди­ци­он­ные шко­лы ко­бы­за в на­шей стране, вы­яв­лять та­лант­ли­вую мо­ло­дежь и да­вать ей воз­мож­ность со­вер­шен­ство­вать свое ма­стер­ство.

В се­ре­дине сен­тяб­ря в На­ци­о­наль­ном те­ат­ре опе­ры и ба­ле­та им. К Бай­се­и­то­вой в рам­ках Го­да «Аста­на — куль­тур­ная сто­ли­ца тюрк­ско­го ми­ра-2012» про­шел меж­ду­на­род­ный фе­сти­валь тра­ди­ци­он­но­го ис­пол­ни­тель­ско­го ис­кус­ства «Му­зы­ка Ве­ли­кой сте­пи». Его цель — про­де­мон­стри­ро­вать мно­го­об­ра­зие му­зы­каль­ной куль­ту­ры ка­зах­ско­го и дру­гих тюр­ко­языч­ных на­ро­дов, раз­ви­тие и про­па­ган­да ка­зах­ской тра­ди­ци­он­ной му­зы­ки как ча­сти тюрк­ско­го ис­кус­ства.

Кро­ме фе­сти­ва­лей, у нас про­шли и ин­те­рес­ные кон­кур­сы. Так, в ок­тяб­ре в Астане про­шел IV Меж­ду­на­род­ный кон­курс скри­па­чей, ор­га­ни­зо­ван­ный при под­держ­ке Ми­ни­стер­ства куль­ту­ры и ин­фор­ма­ции Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан и Каз­НУИ. Це­ли и за­да­чи кон­кур­са вклю­ча­ют в се­бя мно­же­ство ас­пек­тов, сре­ди ко­то­рых — по­пу­ля­ри­за­ция про­из­ве­де­ний ком­по­зи­то­ров Ка­зах­ста­на, со­вер­шен­ство­ва­ние про­фес­си­о­наль­но­го ма­стер­ства му­зы­кан­тов, вы­яв­ле­ние та­лант­ли­вых скри­па­чей и по­вы­ше­ние куль­тур­но­го ими­джа стра­ны.

А в сен­тяб­ре в Ал­ма­ты про­шел VI Меж­ду­на­род­ный кон­курс во­ка­ли­стов Биби­гуль Ту­ле­ге­но­вой. В нем при­ня­ли уча­стие 45 мо­ло­дых ис­пол­ни­те­лей из Кыр­гыз­ста­на, Уз­бе­ки­ста­на, Укра­и­ны, Лит­вы, Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и Бол­га­рии.

Фи­нал еще од­но­го кон­кур­са нам толь­ко пред­сто­ит. 5 де­каб­ря в Астане со­сто­ит­ся за­кры­тие ІІІ Рес­пуб­ли­кан­ско­го кон­кур­са «Тќуелсіздік толѕауы». Ми­ни­стер­ство куль­ту­ры и ин­фор­ма­ции Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан про­во­дит его с 2009 го­да. Глав­ная его цель — со­дей­ствие на­пи­са­нию со­вре­мен­ных и об­ще­ствен­но зна­чи­мых дра­ма­ти­че­ских и му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний, под­держ­ка оте­че­ствен­ных ав­то­ров, по­пол­не­ние ре­пер­ту­а­ров рес­пуб­ли­кан­ских те­ат­ров и кон­церт­ных ор­га­ни­за­ций но­вы­ми про­из­ве­де­ни­я­ми, от­ве­ча­ю­щи­ми со­вре­мен­ным тре­бо­ва­ни­ям, ре­а­ли­за­ция го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки в об­ла­сти куль­ту­ры

ЛИ­ТЕР-Неде­ля: Ну и за­вер­шить наш раз­го­вор хо­те­лось бы о са­мом по­пу­ляр­ном ви­де ис­кус­ства, осо­бен­но сре­ди мо­ло­де­жи, — ки­но.

А.Б.: В со­от­вет­ствии со стра­те­ги­че­ским пла­ном ми­ни­стер­ства ме­ро­при­я­тия в этой сфе­ре на­прав­ле­ны на по­вы­ше­ние кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти на­ше­го ки­не­ма­то­гра­фа. Це­ля­ми ре­а­ли­за­ции стра­те­ги­че­ских на­прав­ле­ний яв­ля­ют­ся, во-пер­вых, даль­ней­шая ре­а­ли­за­ция на­ци­о­наль­но­го стра­те­ги­че­ско­го про­ек­та «Мќде­ни мџра», и, во-вто­рых, по­пу­ля­ри­за­ция оте­че­ствен­ной куль­ту­ры в стране и за ру­бе­жом.

В рам­ках го­су­дар­ствен­но­го за­да­ния со­зда­ют­ся филь­мы раз­ных жан­ров и ви­дов. Ос­нов­ное те­ма­ти­че­ское на­прав­ле­ние филь­мов на­це­ле­но на от­ра­же­ние сред­ства­ми ки­но ис­то­рии Ка­зах­ста­на, ее со­вре­мен­ной жиз­ни. На­ши ки­не­ма­то­гра­фи­сты ста­вят пе­ред со­бой за­да­чи по со­зда­нию вы­со­ко­ху­до­же­ствен­ных филь­мов, от­ве­ча­ю­щих ин­те­ре­сам ши­ро­кой зри­тель­ской ауди­то­рии.

Ми­ни­стер­ством та­к­же под­дер­жи­ва­ет­ся де­я­тель­ность Со­ю­за ки­не­ма­то­гра­фи­стов Ка­зах­ста­на. Так, в 2012 го­ду в рам­ках про­ек­та «Ота­ным — ба­кыт ме­ке­ним» Со­юз ки­не­ма­то­гра­фи­стов обес­пе­чил по­каз но­вых ка­зах­стан­ских филь­мов в ма­лых го­ро­дах рес­пуб­ли­ки. Вес­ной 2012 го­да ки­но­фон­дом Со­ю­за ки­не­ма­то­гра­фи­стов ор­га­ни­зо­ван и про­ве­ден пер­вый фе­сти­валь эт­но­гра­фи­че­ско­го ки­но в Астане «Эт­но-Фест-Са­мрук».

Го­су­дар­ствен­ная под­держ­ка уча­стия ка­зах­стан­ских филь­мов и ки­не­ма­то­гра­фи­стов в ра­бо­те меж­ду­на­род­ных ки­но­фе­сти­ва­лей, ки­но­рын­ков и ки­но­фо­ру­мов в стра­нах даль­не­го и ближ­не­го за­ру­бе­жья, а та­к­же ре­гу­ляр­ное про­ве­де­ние оте­че­ствен­ных ки­но­фе­сти­ва­лей «Евра­зия» и «Звез­ды Ша­ке­на» поз­во­ли­ли ка­зах­стан­ско­му ки­не­ма­то­гра­фу проч­но за­нять ме­сто в ми­ро­вом ки­но­фе­сти­валь­ном про­стран­стве. Се­год­ня ка­зах­стан­ские филь­мы вос­тре­бо­ва­ны в про­грам­мах ки­но­фе­сти­ва­лей и кно­фо­ру­мов, про­во­ди­мых в Ев­ро­пе, Азии, Аме­ри­ке.

Ко­неч­но же, это не пол­ная кар­ти­на куль­тур­ной жиз­ни стра­ны в этом го­ду. Я не оста­нав­ли­ва­юсь на мно­гих из них по­дроб­но, по­то­му что все они ши­ро­ко осве­ща­лись в СМИ. Мы на­де­ем­ся, что в этом мно­го­об­ра­зии каж­дый на­шел что-то се­бе по ду­ше, и по­ста­ра­ем­ся и в сле­ду­ю­щем го­ду по­ра­до­вать ка­зах­стан­цев но­вы­ми про­ек­та­ми.

 

Гуль­сум Жу­ну­со­ва, фо­то Со­вет­бе­ка Маг­з­умо­ва, Аста­на


 

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.