История музыкальных инструментов

История музыкальных инструментов насчитывает столько же веков, сколько история самого человечества. Наука, изучающая происхождение и развитие музыкальных инструментов, называется органология. Её систематизация восходит к эпохе Возрождения, когда Себастьян Вирдунг (Musica getutscht, 1511) и Хуан Бермудо (Libro de la declaraciyn instrumentos, 1549) среди многих других опубликовали свои сочинения. Хотя лишь через сто лет появился самый важный трактат в этой области Syntagma musicum (1618 — 1621). Это труд — монументальный вклад в науку Михаэля Преториуса (1571 — 1621), который был знаменитым органистом и композитором.

Истоки музыки скрываются во тьме веков. Попытки исследовать древнюю музыкальную культуру начались примерно с середины XIX века и опирались в основном на иконографические свидетельства.Можно сказать, что музыка зародилась примерно 40 000 лет назад, когда человек научился имитировать природные звуки и отличать их от своей речи.

Существовала ли музыка в первобытном обществе.

Первые убедительные свидетельства о музыкальных опытах относятся к эпохе палеолита, когда человек научился изготавливать музыкальные инструменты из камня, кости и дерева, чтобы с их помощью производить различные звуки. Музыка быстро вошла в повседневную жизнь человека. Немецкий музыковед Хариус Шнайдер (1903 -1982) в своих трудах, выполненных с большой проницательностью и имеющих неоценимое научное значение, говорил о первоначальной роли музыки, признавая за ней созидательную силу и сущность Вселенной. "Первым воспринимаемым проявлением созидания является звук, который в силу традиций исходит из Дао (в процессе изменения и становления всех вещей на основе даосизма), из первоначальной бездны, из пещеры, из singing ground (звукового фона), из сверкающего солнца, из открытого рта божества, из музыкального инструмента, символизирующего Создателя".

Музыка покоится на "акустической природе" мира. Первобытные народы воссоздали эту "акустическую природу" в обрядах, песнях, танцах и в жертвоприношениях, которыми они отмечали значительные моменты своей жизни и свои отношения с областью божественного.

Обряд и пение.

Без сомнения, обряд следует считать одним из важнейших объединяющих факторов жизни первобытных сообществ, а использование музыки в каждом ритуальном действии является почти универсальным. Согласно традиционному китайскому изречению, обряд "обретает силу от музыки". В этом смысле первоначально музыка была неотъемлемой частью обряда. Пение не только сопровождает обряд, оно внутренне питает почти всю совокупность обрядов, оно — сама душа, более5 сокровенная сущность ритуального действа. Благодаря пению люди доносили до слуха богов свои просьбы и воздавали богам хвалу. Речь идет об обрядах, выполняемых с целью контроля божественных сил и сущностей (предсказание, оплодотворение), о лечебных обрядах, об обрядах общественного контроля (перемещения, инвеститура, коллективная ответственность) об обрядах спасения (признание вины, искупление вины), о воскрешающих обрядах (очищение, паломничество); все эти ритуальные формы пронизаны "космическим" ритмом и главным образом пением.

Изобретение музыкальных инструментов.

Первые музыкальные инструменты предназначались для обрядов. Они были примитивны и часто представляли собой твердую ребристую поверхность, по которой скребли палкой, костью или камнем. Также изготавливали погремушки из черепов, которые заполняли семенами или сушеными ягодами! Звук подобных "музыкальных инструментов" нередко сопровождал погребальную процессию.

Хронологический каталог первых инструментов.

Самыми древними музыкальными инструментами были ударные инструменты. Идиофон — древний ударный инструмент — возник в период формирования у древнего человека речи. Продолжительность звука и его многократное повторение ассоциировалось с ритмом биения сердца. Вообще для древнего человека музыка — это прежде всего ритм.                                                                                                                                                                       Вслед за ударными были изобретены духовые инструменты. Поражает своим совершенством обнаруженный в Астурисе древний прототип флейты (20 000 лет до н.э.). В ней были выбиты боковые отверстия, и принцип звукоизвлечения был тот же, что и у современных флейт. Струнные инструменты были также изобретены в глубокой древности. Изображения древних струнных сохранились на многочисленных наскальных рисунках, большинство  из которых находятся в Пиренеях. "Игрок на лире" ударял по струнам костью или деревяшкой, извлекая звук. Любопытно, что в хронологии развития музыки изобретение струнных инструментов и танец занимают одновременное пространство. В это время появляется аэрофон —  в отверстия деревянного или каменного корпуса продевали и закрепляли нити, после чего музыкант рукой проводил по ним, перекручивая их. В результате появлялся звук, напоминающий гул. Звук аэрофона напоминал голоса духов. Аэрофон был усовершенствован в эпоху неолита (3000 лет до н.э.). Появилась возможность звучания двух и трех звуков одновременно. Этого достигали, вырезая вертикальные отверстия. Несмотря на примитивность способа изготовления подобных инструментов, такая техника долго сохранялась в некоторых частях Океании, Африки и Европы.

Следующая тема будет: "Классификация музыкальных инструментов" и в дальнейшем буду рассказывать о каждой группе инструментов.                

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.