«Биография музыкальных инструментов (кларнет)»

Каждый год, начиная с 1965 г., в Московском Доме композиторов проходят знаменитые вечера молодежного музыкального клуба. В настоящее время клуб, конечно, изменился. Уже нет дискуссий, вечера стали больше похожи на концерты. Но они также проходят по четвергам, с октября по апрель.Организатором и душой этого прекрасного начинания является композитор Григорий Самуилович Фрид.

«Тридцать лет назад, еще школьницей оказавшись на заседании Московского молодежного музыкального клуба в Доме композиторов, я не предполагала, насколько это место и эти люди изменят мою – и не только мою – жизнь. Говоря «эти люди», я, прежде всего, имею в виду Григория Самуиловича Фрида, композитора, одного из основателей и бессменного руководителя клуба, который в то жестокое и, казалось, совершенно бесперспективное время устроил в Москве этот оплот вольнодумства и диссидентства. Те, кто сюда попадал, здесь и оставались – несмотря на скромные размеры зала. «Четверги у Фрида» были источником знаний в самых разных областях, и прежде всего в музыке. Ибо больше негде было тогда услышать сочинения Шенберга, Берга, Шнитке, Денисова, Губайдулиной… И узнать мнения людей о музыке и о жизни, высказанные без оглядки на цензоров и общепринятую точку зрения. То, о чем обычно шептались на кухне, здесь обсуждали вслух. Здесь спорили психологи, философы и врачи. На этой сцене играли Мария Юдина и Мария Гринберг, выступали Мария Осиповна Кнебель и Вильгельм Левик, Бэлла Ахмадулина, Натан Эйдельман… — пишет Ирина Мак (обозреватель «Известий»).

Г.С.Фрид  умеет   нащупать свежие, нестандартные формы собеседования на музыкальные темы, найти пути к сердцам молодых любителей искусства. На основе его выступлений на заседаниях  музыкального клуба были написаны  им  воспоминания  об известных  музыкантах, статьи, очерки.

Статья Г.С.Фрида « Биография музыкальных инструментов».

Когда я написал заглавие этих заметок, я задумался. «Биография музыкальных инструментов… Bios по-гречески – жизнь,    grapho – пишу. Следовательно – жизнеописание? Жизнеописание неодушевленных созданий человеческой выдумки и мастерства. Абсурдно!  Или по меньшей мере неточно…

Очевидно, последние слова я произнес вслух; в ответ послышался будто тихий вздох лежащей в открытом футляре скрипки. Вид инструмента и, как мне показалось, угасающая вибрация его струн заставили меня не делать слишком поспешных выводов.

Неодушевленные создания? Да, конечно. Но когда к ним прикасается человек, они преображаются. И тогда мы воспринимаем их как некое подобие живых существ, способных беседовать с нами, отвечать на наши вопросы ума, сердца, совести…

Все музыкальные инструменты созданы столь же совершенно, как и сам человек. Их существование возможно только при условии, что их организм, структура, связи соответствуют требованиям природы. Не случайны слова Лейбница, что музыка — безотчетная радость души, которая вычисляет, сама того не зная. Человек многими нитями связан с музыкальными инструментами, играющими большую роль в его жизни.

Возможно, наша душа резонирует в ответ на звуки, производимые инструментами. Они являются как бы нашими двойниками. В этом нет ничего необычайного: музыкальные инструменты своим характером, поведением, судьбой удивительно похожи на людей. Каждый представляет особую индивидуальность.

Они могут быть общительны или замкнуты, говорливы или склонны к немногословным высказываниям. Они бывают внешне блестящие, громогласные, любящие привлекать к себе внимание окружающих, или невзрачные, с тихими голосами, умеющие ждать, когда их услышат.

Одни из них больше любят рассказывать о ярких, героических, значительных событиях; другие чаще повествуют о тихих, невидимых движениях внутреннего мира.

Возьмем хотя бы два деревянных духовых инструмента — кларнет и гобой.

Кларнет, родившийся и утвердивший себя в XVIII веке, почти на 200 лет моложе старого гобоя. Гобой занимал прочное положение в музыкальном обществе, пользовался любовью и уважением таких мастеров, как Люлли, Перселл, Гендель, семья Бахов, Гайдн… Но кларнет, быстро завоевав расположение самых разных музыкантов и любителей музыки, несколько оттеснил гобой.

MARTIN FRÖST plays Ave Maria: BACH/GOUNOD

Кларнет оказался гораздо более ловок, универсален, жизнеспособен. Он не был разборчив в выборе друзей, партнеров по играм. Умел быть мягким и вкрадчивым со скрипками, озорным с трубой и барабаном. С любым инструментом – флейтой, гобоем, фаготом, валторной, арфой, даже тромбоном он мог найти общий язык.

"Полёт шмеля" Римский-Корсаков. Исполняет Государственный духовой оркестр России. Дирижёр В.Луценко.

Кларнет способен говорить на любые темы и отлично чувствует себя во всяком обществе: среди военных – в военно – духовых оркестрах, в строго академическом окружении музыкантов симфонических и камерных оркестров, с молодыми фанатиками джаза, во всевозможных ансамблях… Он очень подвижен: блестяще подражает полету шмеля («Сказка о Царе Салтане»). Голос его обладает большим диапазоном и множеством оттенков. Он владеет таким пианиссимо, что другие инструменты не всегда замечают его появление.

Martin Fröst plays two improvisations as encores in a concert with the Lahti
Symphony Orchestra on 11 Oct 2007.Fröst was the soloist in Clarinet Concerto
by Kalevi Aho and the concert was conducted by Osmo Vänskä.

Кларнет необычайно гибок. Ему свойствен гротеск, юмор и даже «юмор висельника» («Тиль Уленшпигель» Р.Штрауса, когда, после всевозможных проделок, Тиля вздергивают на виселицу). Кларнет любит всякую чертовщину («История солдата» Стравинского),

 

И.Стравинский "История солдата" ч.5

таинственность; никто не мог бы столь красочно рассказать о событиях в спальне графини («Пиковая дама»), как сделал он.

Оркестр и хор Большого театра
Дирижер — Евгений Светланов
поют:
Герман — Зураб Анджапаридзе (артист Олег Стриженов)
Лиза — Тамара Милашкина
Графиня — Софья Преображенская

Кларнет распутывает самые страшные детективные истории телевидения и кино…

И в то же время кларнет способен говорить о  тонких, интимных чувствах: о нежности, поэзии, любви.

 

Гаврилин. Вальс. Соло кларнета.

Именно ему Чайковский поручил поведать печальную историю Франчески («Франческа да Римини»).

Кларнет всегда и везде желанный гость. Он даже протежирует своим дальним родственникам – семейству саксофонов (рождения 1846 года), которые  также сделали замечательную карьеру и с которыми кларнет часто выступает.

Кларнет – это характер уверенного в себе человека счастливой судьбы.

Martin Frost interpreta Mozart clarinet concerto


 (Продолжение следует)

 

Г.Фрид  "Музыка. Общение. Судьбы."

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.