«Биография музыкальных инструментов (ударные инструменты)»

 

По характеру, пристрастиям, исторической роли ближе всех к группе медных инструментов стоят ударные.

 

 

До начала  XX столетия в социальное содружество, называемое Большим симфоническим оркестром, допускались лишь немногие из них: литавры, малый и большой барабаны, тарелки, треугольник, бубен, колокола и некоторые другие. Зная их шумный нрав, к ним относились с осторожностью. Чаще они молча следили за развитием музыкальных событий; когда же события приводили к кульминации и в дело вступали старшие собратья – трубы, валторны, тромбоны, туба, им на подмогу устремлялись и ударные – барабаны, литавры, тарелки, производя невероятный шум и почти всегда, не считаясь ни с чем, подавляя все остальные группы оркестра.

Долгое время ударным отводилась второстепенная роль. Но среди них были индивидуальности. И они ярко проявляли себя. Тамтам лишь один раз звучит в VI Патетической симфонии Чайковского; единственный раз ударяют тарелки (piatti) в Адажио VII симфонии Брукнера, но в обоих случаях эффект поистине потрясающий! Малый барабан (tamburo) оказался едва ли не главным действующим лицом в «Болеро» Равеля. А в трагическом эпизоде нашествия, в первой  части VII Ленинградской  симфонии Шостаковича, именно малый барабан определял ритмическую структуру, биение пульса целого.

 

Шостакович 7 симфония,1ч.

«Ударные – это сердце оркестра, сердце, которое оживляет весь организм…» — сказал великий наставник музыкальных инструментов, дирижер Артур Никиш.

В истории человеческой культуры появление выдающихся художников приковало внимание людей к искусству. Замечательные достижения отдельных ударных заставили обратить внимание на всю группу.

С начала XX века ударные завоевывают прочные позиции в партитурах Г.Малера, Р.Штрауса, Шёнберга, И.Стравинского, Бартока, С.Прокофьева… Увеличиваются их число и значение.

 

Bartok -Sonate für zwei Klaviere und Schlagzeug

Этот пример пробудил самосознание огромной массы старинных, уникальнейших ударных инструментов Африки, Азии, Латинской Америки… Скованные вековой изоляцией, порабощенные и униженные европейским пренебрежением, они в середине XX века разорвали путы национальной ограниченности и хлынули в Европу и Америку, поразив слух и сознание музыкантов и публики своей неповторимой яркостью, оригинальностью, самобытностью:

кубинские бонги, клавес; китайские вуд-блоки, таратуга;корейские темпл – блоки; латиноамериканские гуиро, рекореко, сапо, маракасы, чокало, камесо; афро – бразильский кабаца; кубинские литавры; афро – американский  конга; китайские том-томы; яванские гонги; африканский  деревянный ьбарабан; среднеазиатский  кайрак; арабский дарабука; кавказский диплипито; молдавский бухай; индийские бубенцы; инструменты Индии, Средней Азии и многие другие.

Ударные не удовлетворились своим участием в симфонических, джазовых, эстрадных оркестрах. Они образовали свои объединения – ансамбли ударных инструментов, пользующиеся огромной популярностью, особенно среди молодежи.

Их успех объясняется, очевидно, учащенным пульсом жизни современного общества, звуковым  многообразием быта людей, где самым неестественным является тишина. Мир наполнен стуком клавеса, резким щелканьем фрусты, напряженным тремоло малого барабана, перезвоном колокольчиков, ударами литавр, звоном тарелок, тревожным перестукиванием бонгов и том – томов… Они – хозяева  звучащего мира.

 Ансамбль ударных инструментов

История ударных, дождавшихся своего звездного часа, заставила задуматься о превратностях судьбы двух инструментов (столь схожих с судьбами человеческими), органа и клавесина.

 

Г.Фрид "Музыка. общение. Судьбы."

 

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.