«Биография музыкальных инструментов (скрипка)»

 

Картинка 9 из 96000

По универсальности, подвижности, способности к контактам скрипка имеет с кларнетом много общего. Но она гораздо разборчивее: не любит фанфаронов, горланов, треска, стука; барабанов, труб, тромбонов, тарелок…   С ними она  крайне неуютно чувствует себя наедине, и если уже есть необходимость контакта с трубой или тромбонов, то скрипка появляется в сопровождении всех своих родственников.

Скрипки дают поразительный пример дружной семьи. Все члены этого семейства: скрипки, альты, виолончели, контрабасы – всегда стараются держаться вместе, в труде они всегда все делают сообща, не считаясь с тем, кто выполняет какую работу.

Антонио Вивальди — Storm

Они любят оставаться в кругу семьи без посторонних, беседуя и музицируя. Их отличает необычайная чуткость в понимании друг друга: фраза, начатая вторыми скрипками, тут же подхватывается альтами, на краткую реплику виолончелей, развивая их мысль, отвечают первые скрипки…

Струнный квартет Royal Music

В совместном  музицировании они говорят на элегические темы («Струнная серенада» Чайковского), исполняют маленькие ночные серенады (Моцарт), фантазируют на на мифологические сюжеты («Аполлон Мусагет» Стравинского), скорбят о смерти Озе («Пер Гюнт» Грига),

беседуют со старыми мастерами – Корелли, Альбинони, Тартини, Вивальди. Нередко они аккомпанируют одному солирующему инструменту, который играет роль первой скрипки.

Петр Ильич Чайковский — Концерт для скрипки с оркестром оп.35 D-dur, 1 ч. Allegro moderato — Moderato assai. Исполняют Вадим Репин и АСО Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова.

Скрипке присущ крайний демократизм. В отличие от утонченной арфы, она ведет  дружбу с самыми различными слоями общества:  с простым людом, крестьянами, нищими, бродячими музыкантами, присутствуя на свадьбах, поминках, народных праздниках, гулянках, посещая изысканные салоны, роскошные дворцы аристократов, запросто общаясь даже с лицами королевской крови.

Но наибольшую сердечность скрипка проявляет, беседуя с простыми людьми, подлинно любящими скрипку, в жилище бедняков, для которых ее голос звучит утешением в тяготах и опорой в надежде…

Из всех музыкальных инструментов семейство скрипок находится на самой высокой ступени совершенства!

Скрипка родилась очень давно – в первой половине XVI века. Колыбелью ее была Северная Италия. Совершенствовалась она сначала у основателя скрипичной школы Гаспаро Бертолотти, затем в кремонской школе у Андрея и Никколо Амати, Гварнери, Руджнери, Гваданини и, наконец, у несравненного Антонио Страдивари. У него она приобрела техническое совершенство, долголетие и величайшее из всех качеств – непревзойденной красоты и разнообразия звучание.

По своим внешним данным скрипка не столь привлекательна, как блестящие медные инструменты: труба, валторна, тромбон, туба, или золотистая, изукрашенная арфа с разноцветными струнами, или яркая, пестрая толпа ударных. Простой деревянный ящичек с изогнутыми боками, с натянутыми на гриф четырьмя струнами – скрипка обладает сравнительно слабым голосом. Ее часто заглушают более звучные собратья. Но скрипка существует уже более 400 лет и оказалось, что она более других нужна людям. Ее голос – веселый, скорбный, страстный, таинственный – глубоко связан с человеком.

Скрипка сыграла роковую роль в жизни людей и хроника событий отметила это в «Скрипке Ротшильда», «Песне торжествующей любви», «Крейцеровой сонате»…

Ребенком, еще в 1921 году, сидел я в зрительном зале Московского Художественного театра на представлении «Синей птицы» Метерлинка. С затаенным дыханием я следил за чудесными превращениями, совершаемыми при помощи волшебной шапочки Тильтиля. Слышна была музыка. Фея Берюлина, Тильтиль, Митиль, Хлеб, вода, Огонь, Сахар… двигались по сцене под нежные, таинственные звуки скрипок.

Сейчас, спустя 60 лет, я продолжаю верить в волшебство: когда человек берет скрипку, он преображается, становится возвышеннее, благороднее. Само  прикосновение его пальцев к смычку, струнам, деке, грифу очищает его от мелкого, будничного… И сам человек, в свою очередь, облагораживает скрипку, наделяя ее новым нравственным содержанием.

Ф.Мендельсон-Концерт для скр. с орк. оп.21. Дир. К.Мазур, сол. Ф.-М. Эрбен

Лейпциг 1997

(Продолжение следует)

Г.Фрид "Музыка. Общение. Судьбы."

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.