Отторино Респиги — 133 года со дня рождения

Респиги Отторино (Ottorino Respighi) [9.07.1879, Болонья — 18.04.1936, Рим] — ведущий итальянский композитор, скрипач, альтист, увлеченный поклонник барочной музыки XVI–XVII вв.

Отторино Респиги — на редкость светлый и солнечный композитор. Такой же солнечный, как и его прекрасная родина — Италия. На фоне общих сумрачных настроений XX века его музыка выглядит, как яркая, живописная, сказочная картинка в духе Римского-Корсакова (кстати сказать, одного из учителей композитора).

Ottorino Respighi — "Pini di Roma"

Respighi : Pines of Rome
Herbert Von Karajan
Philarmonia Orchestra

Музыка Респиги — это совершенно по-особенному прекрасная музыка. В ней — простота народного напева и глубина веков, импрессионистическая красочность и классическая чёткость голосоведения. Очень немногие авторы владели оркестровой тканью так свободно и выразительно. У него можно многому учиться: и композиторской технике, и совершенству формы, и ясности мышления.

Respighi — Fountains of Rome

Отторино Респиги автор шести опер, среди которых "Бельфагор", "Потонувший колокол", "Пламя". Наиболее знаменитое его произведение — римская трилогия: "Фонтаны Рима", "Пинии Рима", "Празднества Рима". Другие его сочинения исполняются гораздо реже. В том числе и Токката ре минор для фортепиано с оркестром.

"Roman Festivals"

Gilbert Varga, conductor
Minnesota Orchestra
30 November 2007

Строгая мудрость, тонкость, до слёз пронзительная лирика и, вместе с тем, космическая мощь, воскрешающая в памяти органные полотна великого Баха — вот что такое Токката Респиги. Произведение это одночастно, но его форма чётко делится на три раздела.

Ottorino Respighi (1879-1936): Toccata per pianoforte e orchestra (P. 156) (1928) — Geoffrey Tozer, pianoforte — BBC Philharmonic diretta da Sir Edward Downes — Grave — Allegro moderato

В историю итальянской музыки первой половины XX в. Респиги вошел как автор ярких программных симфонических произведений (поэм Римские фонтаны, Пинии Рима).

Будущий композитор родился в семье музыкантов. Дед его был органистом, отец — пианистом, у него Респиги и брал свои первые уроки игры на фортепиано. В 1891-99 гг. Респиги учится в музыкальном лицее в Болонье: игре на скрипке у Ф. Сарти, контрапункту и фуге у Далль Олио, композиции у Л. Торки и Дж. Мартуччи. С 1899 г. он выступает в концертах как скрипач. В 1900 г. пишет одно из первых своих сочинений — Симфонические вариации для оркестра.

В 1901 г. в качестве скрипача оркестра Респиги приезжает на гастроли в Петербург вместе с итальянской оперной труппой. Здесь происходит знаменательная встреча с Н. Римским-Корсаковым. Маститый русский композитор холодно встретил незнакомого посетителя, но, посмотрев его партитуру, заинтересовался и согласился заниматься с молодым итальянцем. Занятия продолжались 5 месяцев. Под руководством Римского-Корсакова Респиги написал Прелюдию, хорал и фугу для оркестра. Это сочинение стало его дипломной работой в болонском лицее, а его учитель Мартуччи отметил: Респиги уже не ученик, а мастер . Несмотря на это, композитор продолжает совершенствоваться: в 1902 г. он берет уроки композиции у М. Бруха в Берлине. Через год Респиги снова посещает Россию вместе с оперной труппой, живет в Петербурге и в Москве. Овладев русским языком, он с интересом знакомится с художественной жизнью этих городов, высоко оценивая московские оперные и балетные спектакли с декорациями и костюмами К. Коровина и Л. Бакста. Связи с Россией не прекращаются и после возвращения на родину. В Болонском университете учится А. Луначарский, который позже, в 20-х гг., выражает пожелание, чтобы Респиги снова приехал в Россию. Респиги — один из первых итальянских композиторов, открывший заново полузабытые страницы итальянской музыки. В начале 1900-х гг. он создает новую оркестровку Плача Ариадны К. Монтеверди, и сочинение с успехом исполняется в Берлинской филармонии.

Poema autunnale for Violin and Orchestra.

Soloist: Julia Fischer
Orchestra: Orchestre Philharmonique de Monte-Carlo
Conductor: Yakov Kreizberg
Composer: Ottorino Respighi (1879-1936)

В 1914 г. Респиги — уже автор трех опер, но работа в этой области не приносит ему успеха. Зато создание симфонической поэмы Фонтаны Рима (1917) выдвинуло композитора в первый ряд итальянских музыкантов. Это первая часть своеобразной симфонической трилогии: Фонтаны Рима , Пинии Рима (1924) и Празднества Рима (1928). Дж. Пуччини, близко знавший композитора и друживший с ним, говорил: Знаете, кто первый изучает партитуры Респиги? Я. От издательства Рикорди я получаю первый же экземпляр каждой его новой партитуры и все больше восхищаюсь его непревзойденным искусством инструментовки .

Знакомство с И. Стравинским, С. Дягилевым, М. Фокиным и В. Нижинским имело большое значение для творчества Респиги. В 1919 г. труппа Дягилева ставит в Лондоне его балет "Лавочка чудес" , основанный на музыке фортепианных пьес Дж. Россини.

Ottorino Respighi La Sensitiva

С 1921 г. Респиги часто выступает как дирижер с исполнением своих сочинений, гастролирует и как пианист в странах Европы, в США, в Бразилии. Начиная с 1913 г. и до конца жизни он преподает в академии Сайта Чечилия в Риме, а в 1924-26 гг. является ее директором. В симфоническом творчестве Респиги своеобразно сочетаются современная техника письма, красочность оркестровки (упомянутая симфоническая трилогия, Бразильские впечатления) и тяготение к архаичной мелодике, старинным формам, т. е. элементам неоклассицизма. Ряд сочинений композитора написан на темы григорианского хорала (Григорианский концерт для скрипки, Концерт в миксолидийском ладу и 3 прелюдии на григорианские мелодии для фортепиано, Дорийский квартет).

Отторино Респиги (1879-1936): Грегорианский концерт, для скрипки и оркестра (1921) 1) Уйти спокойный 2) Уйти выразительный и повышенный 3) Финал, Alleluja: радостный энергичный Uto Ughi, скрипка; Симфонический Оркестр RAI Турина, директор Марио Росси 

Респиги принадлежат свободные обработки опер "Служанка-госпожа" Дж. Перголези, "Женские ухищрения" Д. Чимарозы, "Орфей" К. Монтеверди и других сочинений старинных итальянских композиторов, Оркестровка пяти Этюдов-картин С. Рахманинова, "органной пассакалии" до минор И. С. Баха.

Ottorino Respighi (1879-1936): Metamorphoseon modi XII, Tema e Variazioni per orchestra (P. 169) (1930) — Philharmonia Orchestra diretta da Geoffrey Simon —

I. Tema (Andante moderato)
II. Modus I (Moderato non troppo)
III. Modus II (Allegretto)
IV. Modus III (Lento)
V. Modus IV (Lento espressivo)
VI. Modus V (Molto vivace)
VII. Modus VI (Vivace)
VIII. Modus VII (Cadenza)
IX. Modus VIII (Andantino mosso)
X. Modus IX (Lento non troppo)
XI. Modus X (Molto allegro)
XII. Modus XI (Molto allegro)
XIII. Modus XII (Vivo non troppo)

— painting by Mario Sironi

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.