АСАФЬЕВ БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ — 128 лет со дня рождения

АСАФЬЕВ  БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ (литературный псевдоним Игорь Глебов) (1884-1949) — ученый, композитор, педагог, музыкальный критик, первый советский музыкальный деятель, удостоенный звания академика (1943), народный артист СССР (1946), профессор Ленинградской консерватории (с 1925). Государственная премия СССР (1943, 1948). Один из основоположников отечественной музыкальной науки ("Музыкальная форма как процесс", кн. 1-2, 2 издана 1971, и др.).  Автор монументальных исследований и критических статей по истории, теории музыки и музыкальной эстетике. Как композитор внес большой вклад в советскую балетную музыку (балеты "Пламя Парижа" (1932), "Бахчисарайский фонтан" (1934) и др.). Признан одним из самых выдающихся русских музыкантов первой половины 20 столетия.

Картинка 1 из 355

Б.В.Асафьев — крупнейший музыкальный ученый советского периода и весьма плодовитый композитор. Его творческое наследие, кроме научных трудов, посвященных различным аспектам музыкознания, блестящих критических статей и рецензий, очерков о различных композиторах, включает в себя 28 балетов, 11 опер, 4 симфонии, множество романсов, камерно-инструментальных произведений, музыку к драматическим спектаклям. Большого художественного значения музыка Асафьева не имеет, но в истории балетного искусства его опыты сыграли значительную роль.

Б.В.Асафьев в программе Абсолютный слух

В 1926 г. во время турне по СССР Андрес Сеговия обратил внимание Б. Асафьева на гитару. Однако сначала война, а затем смерть Асафьева в 1949 г., помешали тому, чтобы музыка композитора дошла до Сеговии и ей долгие годы суждено было пролежать в архиве. Только через 55 лет после своего рождения гитарная музыка Асафьева была представлена публике. Это музыка для соло-гитары: 12 прелюдий, 2 этюда, шесть романсов, тема с вариациями и финал по мотивам произведений Чайковского и др.

Асафьев родился в Петербурге 17 (29) июля 1884г. в семье служащего. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1908) и Петербургскую консерваторию по классу сочинений у А. К. Лядова (1910). С 1910 работал концертмейстером балета в Мариинском театре. С 1914 постоянно выступал в печати как музыкальный критик (псевдоним ‒ Игорь Глебов). Научно-публицистическая и музыкально-общественная деятельность Асафьева широко развернулась после Октябрьской революции. Он был музыкальным консультантом Театра оперы и балета им. Кирова и Ленинградского Малого оперного театра, принял участие в организации Ленинградской филармонии; в 1919‒30 работал в Институте истории искусств в Ленинграде. С 1925 профессор Ленинградской консерватории. В 1943 переехал в Москву, руководил научно-исследовательским кабинетом при Московской консерватории и сектором музыки Института истории искусств АН СССР. На 1-м Всесоюзном съезде советских композиторов (1948) был избран председателем Союза композиторов СССР.

Музыкально-научная деятельность Асафьева отличается исключительной широтой интересов, охватывая различные отрасли теории и истории музыки. Выдающуюся ценность представляют его работы о русской классической музыке, особенно о М. И. Глинке, П. И. Чайковском, М. П. Мусоргском. Много внимания уделял А. и вопросам современности. Его статьи о творчестве С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, В. Я. Шебалина, о виднейших зарубежных композиторах 20 в. принадлежат к лучшим образцам советской музыкальной критики. Асафьев был талантливым популяризатором, написал ряд статей по вопросам музыкального быта, эстетического воспитания трудящихся. Разработанная им теория интонации, как выразительно-смысловой основы музыки, имеет большое значение для решения коренного вопроса реалистической эстетики ‒ об отношении музыки к действительности.

Наиболее яркими в творческой жизни Асафьева стали 1920-1930-е годы, когда он создал масштабный цикл работ о русской музыке: Симфонические этюды (1922), Письма о русской опере и балете (1922), Русская музыка от начала XIX столетия (1930), монографии и статьи о Глинке, Мусоргском, Чайковском, Глазунове и др. В 1941-1943, находясь в блокадном Ленинграде, Асафьев написал обширный (и до сих пор полностью не опубликованный) цикл работ Мысли и думы, где обобщил свои наблюдения над русской музыкой в контексте русской жизни, отечественной культуры и истории. Большой интерес представляет также цикл очерков Асафьева о русской живописи (издан в 1966).

Личный друг Прокофьева, Асафьев стал одним из первых пропагандистов его творчества еще в дореволюционный период; в конце 1920-х годов написал первую работу о И.Ф.Стравинском. Будучи одним из самых активных членов ленинградского отделения Ассоциации современной музыки, посвятил ряд статей творчеству современных западных композиторов, в том числе Альбану Бергу, Паулю Хиндемиту, Эрнсту Кшенеку.

Существенно важным для творчества Асафьева имеют исследование "Музыкальная форма как процесс" (книга 1 — 1930, книга 2 — 1947), где изложена теория интонации как специфической формы проявления мысли в музыке; сама музыка определяется как 'искусство интонируемого смысла'. Там же обосновывается введенное Асафьевым в науку понятие симфонизма как метода художественного обобщения в музыке.

Его дальнейшие композиторские интересы определились, когда он получил место концертмейстера балета Мариинского театра. Поступив в театр, Асафьев сразу начинает работу над одноактными балетами «Дар феи» и «Белая лилия», а позднее — «Лукавая Флорента» и «Пьеро и маски». В 1918 году появляются балеты «Карманьола» и «Сольвейг», для которого Асафьев приспосабливает музыку Грига.

С 1919 года он пишет музыку для Большого драматического театра, поступает в Институт истории искусств научным сотрудником и работает в нем до 1930 года, одновременно являясь (с 1925-го) профессором Ленинградской консерватории. Эти годы — наиболее плодотворные в его научной деятельности. Появляются такие работы, как «Симфонические этюды», «Русская музыка от начала 19 столетия», «Музыкальная форма как процесс» и др. 

В 1922 году он снова обращается к балетному жанру и создает, отчасти на музыку Чайковского, детский балет-феерию «Вечно живые цветы». В 1930-е годы основной интерес Асафьева вновь переходит на музыкальное творчество, причем внимание его привлекают либо темы из высокой литературы, преимущественно русской, либо исторические, связанные с революционными событиями. В 1932 году ставится балет «Пламя Парижа», на сюжет из эпохи Великой Французской революции;

Здесь краткое содержание балета. 24 марта 2012 года на Новой сцене Большого театра.Хореография Ратманского с использованием оригинальной хореографии Василия Вайнонена. Композитор Борис Асафьев.Смысл этой постановки, что никакая революция,никакая великая идея не может оправдать жестокость. Получился антиреволюционный балет. Исполнители: Екатерина Крысанова в роли Жанны,Денис Савин-Жером,Вячеслав Лапатин -Филипп,Анастасия Сташкевич — Аделина, Руслан Скворцов- Маркиз

в 1934-м — «Бахчисарайский фонтан», по Пушкину;

Асафьев: Бахчисарайский Фонтан (Галина Уланова, Майя Плисецкая)

в 1935-м — «Утраченные иллюзии», по роману Бальзака. 1937 год приносит оперу «Казначейша» по Лермонтову и балет «Партизанские дни» на сюжет из времен гражданской войны в России. В 1938 году ставятся одновременно балеты «Кавказский пленник» по Пушкину, «Ночь перед Рождеством» по Гоголю и «Красавица Радда» по Горькому, кроме того, им написан «Иван Болотников» из истории русского бунта. В последующие годы появляются «Ашик-Кериб» (1939) по Лермонтову, «Суламифь» (1940) по Куприну, «Снегурочка» (1941) и «Лада» (1943) по мотивам русских народных сказок, «Граф Нулин» (1940—1941), снова по Пушкину. После двух тяжелейших блокадных зим 1941—1943 годов Асафьева эвакуируют в Москву. Там с 1943 года он возглавляет Сектор музыки Института истории искусств Академии наук СССР и Научно-исследовательский кабинет при Московской консерватории. Эти последние годы отмечены появлением балетов «Гробовщик» (1943), «Домик в Коломне» (1943—1945), «Каменный гость» (1943—1946) и «Барышня-крестьянка» (1945—1946) по Пушкину, «Франческа да Римини» (1943—1946) по Данте, «Весенняя сказка» (1946) по русским сказкам и «Милица» (1947).

В 1948 году на Первом Всесоюзной съезде композиторов избирается председателем Союза композиторов СССР.

Скончался Асафьев 27 января 1949 года в Москве.

Надгробие на могиле Асафьева Б.В. (1884-1949), ск. Г.Постников, на Новодевичьем кладбище (3-62-22).

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.