Антон (Антоний) Степанович Аренский — 151 год со дня рождения

 Антон (Антоний) Степанович Аренский (30 VI (12 VII) 1861, Новгород — 12(25) II 1906, Перкярви, близ Териоки, ныне Зеленогорска Ленинградской обл.) — рус. композитор, пианист, дирижёр, педагог. 

Картинка 15 из 686

Музыка Аренского носит преимущественно лирический характер. Композитор испытывал сильное влияние Чайковского, но едва ли можно обнаружить в его произведениях яркие национально русские черты, скорее они эклектичны по своему стилю. А.С. Аренский являлся мастером, владеющим всеми средствами современной композиторской техники, но собственной яркой индивидуальностью он не обладал, что и вызвало, вероятно, несколько суровый приговор Римского-Корсакова: "Забыт он будет скоро" ("Летопись моей музыкальной жизни", СПб., 1909). В его сочинениях чувствуются влияния Шопена, Мендельсона, Шумана, особенно сильно — Чайковского, очень родственного ему по характеру таланта, затем Римского-Корсакова и Бородина. 

Duo Piano — Valse by Arensky

Performed by Alfred and Teresa Teltschik
Arranged by Alfred Teltschik

Наследие Аренского включает три оперы: "Сон на Волге" (1888, пост. 1890, Большой театр, Москва), "Рафаэль" (пост. 1894, Мариинский театр), "Наль и Дамаянти" (1903, пост. 1904, Большой театр); две симфонии; два струнных квартета; фортепианный концерт; интермеццо для струнного оркестра; два фортепианных трио; фантазию на темы Рябинина для фортепиано с оркестром; фортепианный квинтет; балет "Египетские ночи" (по А.С. Пушкину, пост. 1908, Париж). В вокальных жанрах Аренским создано несколько церковных хоров, свыше 60 романсов, кантата "Лесной царь" (по стихотворению Гёте в переводе Жуковского), баллада для солиста, хора и оркестра "Кубок" (по стихотворению Шиллера в переводе Жуковского). А.С. Аренский — автор более сотни фортепианных пьес, объединенных в опусные циклы, и четырех сюит для двух фортепиано. 

Suite for Two Pianos No. 2, Op. 23, "Silhouettes" (1892)
I. Le savant
II. La coquette
III. Polichinelle
IV. Le rêveur
V. La danseuse
Music for two pianos by the Russian composer Anton Arensky (1861-1906), performed by the Soviet husband and wife piano duo of Mark Taimanov and Lyubov Bruk.


Сочинения А.С. Аренского отличаются искренностью, простотой выражения, мастерством, изяществом и тонкостью фактуры, лучшие из них принадлежат к области камерной вокальной и инструментальной музыки (романсы "Разбитая ваза" на слова А.Н. Апухтина, "Не зажигай огня" на слова Д.М. Ратгауза, "Осень" на слова Т.Л. Щепкиной-Куперник и др., фортепианные миниатюры, фортепианные трио, посвященные К.Ю. Давыдову, и т.п.).

Аренский родился 30 июня [12 июля1861 г. в Новгороде  в музыкальной семье: его отец, врач, хорошо играл на виолончели, мать была пианисткой. С семи лет он начал брать уроки игры на фортепиано, а с девяти — сочинять. Первым его учителем теории музыки был профессор Зикке, дальнейшее образование Аренский получил в Петербургской консерватории по классу композиции Николая Римского-Корсакова.Учился в Петербурге в частной музыкальной школе Руссо (у К. К. Зикке). В 1882 окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова. С этого же года преподавал в Московской консерватории (общие муз.-теоретич. предметы, в 1889-94 специальные теоретические дисциплины и класс свободного сочинения; с 1889 профессор). Его ученики: С. В. Рахманинов, Г. Э. Конюс, А. Н. Корещенко, А. Б. Гольденвейзер и другие.

Suite no.2 for Two Pianos "Silhouettes", op.23, Recorded in 2000)
А. Аренский "Кокетка" из сюиты "силуэты" для 2-х фортепиано — исп. Ирина и Галина Чистяковы (Запись 2000г.)

В 1888-95 руководил концертами Рус. хор. об-ва. В 1895-1901 был управляющим петербургской Придворной  певческой капеллы. С 1901 занимался композиторской и исполнительской деятельностью (выступал в России и за границей как пианист и дирижёр).

 Н. А. Римский-Корсаков, буквально в нескольких строках «Музыкальной летописи» изложивший всю его жизнь.

«Мой бывший ученик, по окончании Петербургской консерватории вступивший профессором в Московскую консерваторию, прожил в Москве много лет. По всем свидетельствам, жизнь его протекала беспутно, среди пьянства и картёжной игры, но композиторская деятельность была довольно плодовита. Одно время он был жертвою психической болезни, прошедшей, однако, по-видимому, бесследно. Выйдя из профессоров Московской консерватории в 90-х годах, он переселился в Петербург и некоторое время после Балакирева был управляющим Придворной капеллой. И в этой должности беспутная жизнь продолжалась, хотя и в меньшей степени. По выходе из Капеллы <…> Аренский очутился в завидном положении: числясь каким-то чиновником особых поручений при Министерстве двора, Аренский получал от пяти до шести тысяч рублей пенсии, будучи вполне свободным для занятий сочинением. Работал по композиции он много, но тут-то и началось особенно усиленное прожигание жизни. Кутежи, игра в карты, безотчётное пользование денежными средствами одного из богатых своих поклонников, временное расхождение с женой, в конце концов скоротечная чахотка, умирание в Ницце и наконец смерть в Финляндии. С переезда своего в Петербург Аренский всегда был в дружеских отношениях с беляевским кружком, но как композитор держался в стороне, особняком, напоминая собой в этом отношении Чайковского. По характеру таланта и композиторскому вкусу он ближе всего подходил к А. Г. Рубинштейну, но силою сочинительского таланта уступал последнему. В молодости Аренский не избег некоторого моего влияния, впоследствии — влияния Чайковского. Забыт он будет скоро…»

— Н. А. Римский-Корсаков. «Летопись моей музыкальной жизни»

Symphony No. 1 Op. 4 II. Andante Pastorale Con Moto by Anton Arensky. Conducted by Valeri Polyansky with the Russian State Symphony Orchestra.

Значительное место в творчестве композитора занимают фортепианные сочинения, отличающиеся богатством звуковой палитры, изобретательностью в области ритмики, формы. Его фортепианным миниатюрам свойственны изящество, тщательность разработки фактуры; большей  частью они объединены в серии-циклы ("Пестрота", ор. 20; 4 пьесы, ор. 25; "Характеристические пьесы", ор. 36, и др.). Из фортепианных произведений крупной формы выделяются концерт f-moll (1882), фантазия на темы И. Т. Рябинина (1899), где в виртуозно-концертном стиле разрабатываются народные былинные темы. Аренский одним из первых среди русских композиторов обратился к концертным произведениям для 2 фортепиано (4 сюиты, лучшие из них — 2-я и 3-я). Значительное место в творчестве Аренского занимают инструментальные ансамбли (2 фп. трио, 2 квартета, фп. квинтет), наиболее популярно среди них — фортепианное трио d-moll (1894), посвящённое памяти виолончелиста К. Ю. Давыдова.

Robert Preston- piano, Erick Friedman — violin and James Kreger — 'cello play Arensky Trio in D Minor, Op. 32: 1st movement: Allegro moderato (part1) 

Операм Аренского недостаёт драматизма и целостности. В опере "Сон на Волге" (по А. Н. Островскому, 1888; А. дополнил и переработал переданное ему Чайковским либр. оперы "Воевода") более всего удались жанрово-бытовые эпизоды. Пользовалась успехом одноактная опера А. "Рафаэль" (1894).     

После окончания Петербургской консерватории и возвращения в Москву горячее участие в судьбе Аренского принял Чайковский. Переписка, личные встречи и беседы с Чайковским оказали громадное влияние на формирование творческого почерка Аренского. Кроме того, Чайковский много сделал для продвижения на сцену опер Аренского, хлопотал о включении его произведений в программы концертов. Аренский, в свою очередь, переложил для фортепиано в четыре руки Сюиту из балета «Щелкунчик» (издана в 1892), а затем и весь балет (издан в 1894).

Многие сцены вызвали у меня на глазах слёзы — верный признак, что „Сон на Волге“ написан сильным талантом. <…> Аренский, по-моему, имеет блестящую будущность, если встретит поощрение. В нём настоящий композиторский темперамент, настоящая творческая струнка!»

— П. И. Чайковский, письмо И. А. Всеволожскому, 11 января 1891 года

 Склонность Аренского к лирической камерности проявилась и в симфониях. В 1-й симфонии (1883) заметно влияние Чайковского и Римского-Корсакова; 2-я (1889) — характеризуется сжатостью формы, придающей симфоническому циклу черты лирической поэмности. Из симфонических сочинений Аренского чаще исполняется оркестровая сюита g-moll (1886).

Поклонниками творчества Аренского были известные музыканты. С удовольствием исполнял вокальную музыку композитора Ф.И.Шаляпин: `Менестрель`, `Волки`, `Детские песни`. Высоко ценил музыку Аренского Стравинский, особенно его восхищало фортепианное трио ре-минор. Музыку балета Аренского `Египетские ночи` привёл в `царство Терпсихоры` Дягилев.

Фортепианная музыка Аренского сумела покорить сердце даже Льва Толстого. Танеев и Гольденвейзер, гостившие у писателя в Ясной Поляне, сумели блистательно проиллюстрировать на двух фортепиано сюиты, `Силуэт`, `Испанскую танцовщицу`.

Пианисты середины и конца ХХ столетия с охотно включали произведения Аренского в программы своих концертов.


Karen Kornienko. "Arenskiy. Fantasy on Ryabinin's themes"

Moscow Tchaikovsky Hall, 2007
Moscow symphony orchestra under V.Dudarova,
cond. Pavel Sorokin

Музыка Аренского легко находила путь к сердцу слушателя. Не будучи сложной и очень серьёзной, она подкупала своей красотой, искренностью, простотой, и в то же время, изяществом. Талант мастера зримо присутствует во всех жанрах музыкального письма композитора.

Mischa Elman plays Arensky's Serenade

Антон Степанович Аренский Умер от туберкулёза в 1906 г. Его могила находится в Санкт- Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Arensky: Piano Quintet In D, Op. 51 — I. Allegro Moderato

Anton Arensky (1861 — 1906) — Concerto pour violon et orchestre en la mineur / for Violin and Orchestra in A minor, Opus 54

Alexandre Trostiansky, violon / Violin
Yuli Turovsky, chef d'orchestre / conductor

Mars / March 1, 2007
Théâtre Maisonneuve, Place des Arts, Montreal

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.