Густав Малер: «построить новый мир»

18 мая 2011 года — 100 лет со дня смерти известного австрийского композитора Густава Малера — одного из лучших интерпретаторов своего времени, заложивших основу для современной школы дирижирования.

Музыкальная мысль конца XIX века была подчинена эстетике Вагнера и Брамса; они своим творчеством дали мощный толчок к развитию музыкального искусства. Во всяком случае, в 1889 году, когда были исполнены Первая симфония Малера и «Дон Жуан» Р.Штрауса, совершился решительный поворот в сторону новой музыки. Но строгость и новый подход к интерпретации Малера явились причинами растущей враждебности к нему венской музыкальной среды: в 1907 году Малер подал в отставку и уехал в США, где занялся  интенсивнейшей деятельностью. Он вернулся в 1911 году в Вену, где вскоре умер.

В центре творчества — непрерывные поиски ответа на коренные вопросы человеческого бытия; тема человеческих страданий связана с трагическим осознанием социальных противоречий эпохи.

В произведениях Малера прослеживаются чёткая тенденция к расширению  состава оркестра и в то же время тяготение к камерному письму. Обе эти тенденции характерны для музыки начала XX века.

Обычно различают 3 периода эволюции симфонической музыки Малера:

I период  (1884 -1900)  —  начинается с Симфонии №1 «Титан» и длится до Симфонии №4 . Симфония №1 в большей степени непосредственно связана с народной песней и с миром песен сборника «Волшебный рог мальчика», из которого взяты различные сольные фрагменты, включенные в симфонии.

II период (1901 — 1905) — входят чисто инструментальные симфонии — № 5-7.

III период —  в симфония №8 «Симфония тысячи участников»  увеличенный оркестр, 3 хора, солисты .  Малер пытался по-своему претворить идею Девятой симфонии Бетховена: достижение радости во вселенском единении. «Представьте себе, что вселенная начинает звучать и звенеть. Поют уже не человеческие голоса, а кружащиеся солнца и планеты», — писал композитор. В симфонии использована заключительная сцена «Фауста» И. В. Гёте. Подобно финалу бетховенской симфонии, эта сцена — апофеоз утверждения, достижения абсолютного идеала в классическом искусстве. Для Малера, вслед за Гёте, высший идеал, достижимый полностью лишь в неземной жизни, — «вечно женственное, то, что, по словам композитора, с мистической силой влечет нас, что каждое творение (может быть, даже и камни) с безусловной уверенностью ощущает как центр своего бытия». Духовное родство с Гёте постоянно ощущалось Малером. Симфония №9, незавершенная Симфония №10 и Симфония Lieder («Песнь о земле», 1907 — 1908). Именно в этот период появляются смелые гармонии, близкие к экспрессионизму.

На протяжении всего творческого пути Малера цикл песен и симфония шли рука об руку и, наконец, сплавились воедино в симфонии-кантате «Песнь о земле» (1908). Воплощая вечную тему жизни и смерти, Малер обратился на этот раз к китайской поэзии VIII в. Экспрессивные вспышки драматизма,  камерно-прозрачная (родственная тончайшей китайской живописи) лирика и — тихое растворение, уход в вечность, благоговейное вслушивание в тишину, ожидание — вот черты стиля позднего Малера. «Эпилогом» всего творчества, прощанием стали Девятая и неоконченная Десятая симфонии. Завершая век романтизма, Малер оказался провозвестником многих явлений музыки нашего столетия. Обостренность эмоций, стремление к их крайнему проявлению будет подхвачено экспрессионистами — А. Шёнбергом и А. Бергом. Симфонии А. Онеггера, оперы Б. Бриттена несут отпечаток малеровской музыки. Особенно сильное влияние оказал Maлер на Д. Шостаковича.

Предельная искренность, глубокое сострадание каждому человеку, широта мышления делают Малера очень и очень близким нашему напряженному, взрывоопасному времени.

Для понимания симфоний Малера очень важны также Lied, вошедшие в сборник «Песни странствующего подмастерья» (1901 -1904), Lied из сборника «Волшебный рог мальчика» (1888 — 1899), «Песни и напевы юношеских лет» (1883 — 1893), «Песни об умерших детях» (1901 — 1904), 5 песен на стихи Рюккерта (1907 — 1908). Из юношеских произведений Малера сохранились только «Жалобная песнь» (1878 — 1898, для солистов. хора и оркестра)

При жизни Малер, благодаря своей эксцентричной натуре, стал персонажем множества анекдотов, большая часть из которых, судя по всему, вполне правдива.

Гасите свет

Гасить в зале театра свет, когда начинается спектакль — это изобретение Малера. Говорят, он велел это делать, дабы пришедшие в театр смотрели на сцену, а не на новые драгоценности и меха друг друга.великая

Одержимость

Малер всю жизнь был одержим навязчивой идеей: стать Бетховеном XX века. В его поведении и манере одеваться было нечто бетховенское: за стеклами очков в глазах Малера горел фанатичный огонь, одевался он крайне небрежно, а длинная шевелюра была непременно всклокочена. В жизни он был до странности рассеян и нелюбезен, шарахался от людей и экипажей, словно в лихорадке или нервическом припадке. О его удивительной способности наживать себе врагов ходили легенды. Его ненавидели все: от оперных примадонн до рабочих сцены. Оркестр он мучил нещадно, и сам мог стоять за дирижерским пультом по 16 часов, нещадно ругаясь и разнося всех и вся. За странную и конвульсивную манеру дирижирования его называли «одержимой судорогами кошкой за дирижерским пультом» и «гальванизирующей лягушкой».

Сделайте мне пофиолетовее!

Густав Малер обычно обращался на репетиции к оркестрантам в таком роде:
-Господа, здесь играйте голубее, а это место сделайте фиолетовым по звучанию…

Традиции и новаторство…

Однажды Малер присутствовал на репетиции новаторской «Камерной симфонии» Шенберга. Музыка Шенберга считалась новым словом и была вся построена на диссонансах, которые для «классика» Малера были диким набором звуков, какофонией… По окончании репетиции Малер обратился к оркестру:
— А теперь, умоляю вас, господа, сыграйте мне, старику, обыкновенную нотную гамму, иначе я не смогу сегодня спокойно заснуть…

Это очень просто
Однажды кто-то из журналистов задал Малеру вопрос, сложно ли писать музыку? Малер отвечал:
— Да нет, господа напротив, это очень просто!… Знаете, как делают трубу? Берут дырку и обвивают ее медью. Ну вот, примерно так же обстоит дело и с сочинением музыки…

 

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.