Джон Филд — 231 год со дня рождения

 

Джон Филд — ирландский композитор, пианист, основоположник нового музыкального жанра — ноктюрна, получившего затем блестящее развитие в творчестве Ф. Шопена, а также ряда других композиторов. Творческие достижения Филда в этой области, его новаторство очень высоко ценил Ф. Лист: "До Филда фортепианные произведения неизбежно должны были быть сонатами, рондо и т. п. Филд же ввел жанр, не относящийся ни к одной из этих категорий, жанр, в котором чувство и мелодия обладают верховной властью и свободно движутся, не стесненные оковами насильственных форм. Он открыл путь всем тем сочинениям, которые впоследствии появились под названием "Песен без слов", "Экспромтов", "Баллад" и т. п., и был родоначальником этих пьес, предназначенных для выражения внутренних и личных переживаний. Он открыл эти области, предоставившие для фантазии более изысканной, чем величественной, для вдохновения скорее нежного, чем лирического, столь же новое, как благородное поприще".

Композиторская и исполнительская манера Филда отличается певучестью и выразительностью звучания, лиризмом и романтической чувственностью, импровизационностью и изысканностью. Пение на фортепиано — одно из важнейших свойств исполнительского стиля Филда — было столь подкупающим для Глинки и многих других выдающихся русских музыкантов и ценителей музыки. Вот как Глинка впоследствии вспоминал о своём учителе: "Хотя мне и не посчастливилось слышать его игру слишком часто, я отчетливо помню его энергичное и в то же время утонченное и четкое исполнение. Мне казалось, что он даже не нажимал на клавиши, его пальцы просто падали на них подобно каплям дождя, скользили как жемчужины по вельвету. Ни я и никто из истинных почитателей музыкального искусства не может согласиться с Листом, который однажды сказал, что Филд играл вяло."

D.Field — Nocturnes

No.6 in F major — Andante tranquillo

No.10 in E minor — Adagio

No.7 in C major — Moderato

No.1 in E flat major — Molto moderato

No.12 in G major — Lento

No.3 in A flat major — Un poco Allegretto

No.8 in A major — Andante

Значителен вклад Филда в воспитание молодых русских пианистов, как профессионалов, так и любителей. Его педагогическая деятельность была очень обширной. Филд — желанный и уважаемый учитель во многих дворянских семьях. У него обучались такие видные впоследствии музыканты, как А. Верстовский, А. Гурилев, А. Дюбюк, Ант. Контский. Несколько уроков у Филда взял Глинка. У него учился В. Одоевский.

John Field — Nocturne No.17 in E Major played by John O'Conor

Имя и деятельность Филда занимают в русской музыкальной истории почетное и уважаемое место. Его композиторское, исполнительское и педагогическое творчество способствовало становлению и развитию русского пианизма, оно подготовило почву для появления целого ряда выдающихся русских исполнителей и композиторов.Известный ирландский композитор, пианист и педагог Дж. Филд связал свою судьбу с русской музыкальной культурой и внес свою немалую лепту в ее развитие.

John Field Piano Sonata No 2- 1.wmv

Д.Филд родился 26 июля 1782  в Дублине, Ирландияв семье музыкантов. Семья Джона была музыкальной (отец был скрипачом, дед — органистом),  поэтому музыкальный талант мальчика был рано замечен. Юный Филд обучался основам музыки под руководством отца и деда, а позже стал учеником жившего в Дублине итальянского маэстро- певца, клавесиниста и композитораТоммазо Джиордани. Он выступил с первым концертом в Дублине в возрасте десяти лет, 24 марта 1792 года (хотя на афише было указано, что выступает ребёнок восьми лет).

В следующем году семья переехала в Лондон, где Джон Филд стал обучаться музыке у Муцио Клементи  — выдающегося пианиста и композитора, ставшего к тому времени предприимчивым фабрикантом роялей. В лондонский период своей жизни Филд демонстрировал инструменты в магазине, принадлежащем Клементи, начал концертировать, сопровождал своего учителя во время заграничных поездок. В 1799 г. Филд впервые исполнил свой Первый фортепианный концерт, принесший ему известность. В те годы его выступления с успехом проходили в Лондоне, Париже, Вене. В письме к музыкальному издателю и фабриканту И. Плейелю Клементи рекомендовал Филда как многообещающего гения, ставшего на родине любимцем публики благодаря своим сочинениям и исполнительскому мастерству.Помимо обучения Филд работал продавцом-демонстратором в фортепьянной мастерской Клементи.

В феврале 1799 года Джон Филд успешно выступил с фортепьянным концертом в Королевском театре. В 1802 году Клементи организовал для Филда европейское турне. Филд выступил в Париже, затем — в Вене, а в 1803 году Клементи и Филд прибыли в Санкт-Петербург.

 

JOHN FIELD: Piano Concerto no. 2 — Paolo Restani, piano

1802 г. — важнейшая, ставшая рубежной, веха в жизни Филда: вместе со своим учителем он приезжает в Россию. В Петербурге юный музыкант своей чудесной игрой рекламирует достоинства роялей фирмы Клементи, с большим успехом выступает в аристократических салонах, знакомится с русским музыкальным искусством. Постепенно у него созревает желание остаться в России навсегда. Большую роль в этом решении, вероятно, сыграло то обстоятельство, что он был тепло принят русской публикой. Наиболее плодотворным периодом творчества Филда был промежуток между 1815—1819 годами. С 1822 года Филд жил в Москве.

 

JOHN FIELD: Piano Concerto no. 3 — Paolo Restani, piano

Жизнь Филда в России связана с двумя городами — Петербургом и Москвой. Именно здесь развернулась его композиторская, исполнительская и педагогическая работа. Филд — автор 7 фортепианных концертов, 4 сонат, около 20 ноктюрнов, вариационных циклов (в т. ч. на русские темы), полонезов для фортепиано. Композитором также написаны арии и романсы, 2 дивертисмента для фортепиано и струнных инструментов, фортепианный Квинтет.

JOHN FIELD: Piano Concerto no. 4 — Paolo Restani, piano

В 1832—1835 годах Джон Филд совершил большое турне по Европе. Он выступал в Лондоне, Париже, Брюсселе, Лионе, Милане и других городах. В то же время его здоровье стало ухудшаться. В 1835 году больной композитор вернулся в Москву. В конце 1836г. в Москве состоялся последний концерт уже тяжело больного Филда, и вскоре замечательный музыкант умер.

Джон Филд умер 11 января (23 января по новому стилю) 1837 года и был похоронен на Введенском кладбище Москвы 15 января.

Джон Филд был создателем ноктюрна в нынешнем смысле этого слова. Если в XVIII — начале XIX веков ноктюрнами называли близкое к кассации и инструментальной серенаде музыкальное произведение для духовых инструментов, то именно Джон Филд создал ноктюрн как жанр фортепьянной музыки.

Кроме большого количества фортепианных пьес, в число которых входят 18 ноктюрнов, несколько сонат, вариации, фантазии, рондо и фуги, Филд написал семь концертов для фортепьяно с оркестром.

Современникам Джон Филд был прежде всего известен как пианист-виртуоз. Так его воспринимали довольно долго, см. например ЭСБЕ, где Филд упоминается как «знаменитый пианист, ученик Клементи». Как композитор Филд был оценен позднее. Сейчас его ноктюрны и некоторые другие фортепианные пьесы входят в репертуар многих ведущих пианистов.

Simone Pedroni plays this Nocturne by the Irish composer John Field [1782-1837]

 

in the semi-final of the 1991 GPA Dublin International Piano Competition.

 


Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.