Александр Николаевич Скрябин — 140 лет со дня рождения

 

А.Н.Скрябин — русский композитор и пианист.

6 января 1872 г. (25 декабря 1871 г.) — 14 (27) апреля 1915 г.

В XIX в. инструментальная музыка достигла наивысшего расцвета, вероятно, также потому, что она полностью соответствовала эстетическим требованиям романтизма.

Скрябин играет Скрябина. Этюд оp.8 №12 (Москва,1910).

В музыке можно было выразить целую гамму чувств: от пламенных и титанических страстей до их самых сокровенных оттенков; музыка могла дать крылья для полета фантазии и мечты, утолить жажду универсальности и религиозности, удовлетворить требованиям поиска непосредственного и возвышенного языка.

С этой целью были усовершенствованы самые разнообразные музыкальные инструменты для оркестра, причем таким образом, чтобы с их помощью можно было воссоздавать любую эмоциональную атмосферу и нюансы чувств и с еще большей эффективностью передавать красочность палитры оттенков тембра.

А.Н.Скрябин — один из крупнейших представителей художественной культуры конца 19 — начала 20 вв. Смелый новатор, он создал свой звуковой мир, свою систему образов и выразительных средств. Его музыка воспевает мощь человеческого духа, пафос борьбы и ликование победы, героическое дерзание и лучезарный свет. Вместе с тем на творчество С. оказали воздействие идеалистические философские и эстетические течения. В ярких контрастах музыки Скрябина, с её мятежными порывами и созерцательной отрешённостью, чувственным томлением и повелительными возгласами, нашли отражение противоречия сложной предреволюционной эпохи.

Это хрупкий, небольшого роста человек, вынашивавший титанические замыслы и отличавшийся необыкновенной работоспособностью, обладал, несмотря на известную заносчивость, редким обаянием, привлекавшим к нему людей. Подкупала его простота, детская непосредственность, открытая доверчивость его души. Были у него и свои маленькие чудачества — долгие годы поглаживал пальцами кончик носа, полагая, что таким образом избавится от курносости, был мнителен, боялся всяческих инфекций и на улицу без перчаток не выходил, не брал в руки денег, за чаепитием предупреждал, чтобы не поднимали со скатерти сушку, упавшую с тарелки — на скатерти могли оказаться микробы…

 

Alexander Scriabin — Fantaisie Opus 28 — José Eduardo Martins — piano

Александр Николаевич Скрябин был учеником А.С.Танеева и А.С. Аренского в Московской консерватории, где и сам преподавал с 1898 по 1903 г. Вел успешную деятельность концертанта, но занимался, главным образом, композицией. Увлеченность философией Ф.Ницше и теософией стала причиной усиленных творческих поисков в области гармонии и выработки собственного гармоническо-мелодического языка на основе наслоения кварт (образующих «мистический аккорд»).

В зрелый период Скрябин ставил перед собой не только музыкальные задачи – он хотел быть философом и выразить через музыку мир человеческой души. Это отражается в его произведениях, которым он дал красноречивые названия: «Божественная поэма», «Поэма экстаза», «Прометей», или «Поэма огня» — ярчайшее выражение его новаторства, в котором гармония близка к атональности и в котором он отразил синтез музыки, света и цвета.

В феврале 2010 года Анна Gawboy, докторант в Йельской школе музыки и ученый русского композитора Александра Скрябина, попыталась реализовать выпускную работу композитора: симфонию света и звука. которая  называется «Прометей: Поэма огня". Чтобы достичь этого, Анна работала в тесном контакте с Тошиюки Шимада, дирижером Симфонического оркестра Йельского университета, и Джастином Таунсенд. Анна и Джастин потратили год на разработку идеи и готовятся к концерту. Этот документальный фильм охватывает события этой недели. Немного дальше посмотрите видеоролик — будет исполнение "Поэмы огня".

Кроме того, Скрябин сочинил 10 сонат и другие многочисленные произведения для фортепиано, а также 3 симфонии.

В первых работах чувствуется влияние Шопена, Вагнера и Листа; сочинения зрелого периода написаны уже самобытным новым языком на основе наслоения кварт (которые образовывали «мистический аккорд»), однако последние его произведения в некоторых аспектах тяготеют к экспрессионизму.

Скрябин Соната №3. Играет Владимир Софроницкий (1961г.)

Основная область творчества Скрябина — фортепианная и симфоническая музыка. В наследии 80—90-х гг. преобладает жанр романтического фортепиано миниатюры: прелюдии, этюды, ноктюрны, мазурки, экспромты.

Владимир Горовиц играет 2 etiudes Александр Скрябин: Etiude в до-диез миноре Op.2 № 1 и Etiude в ре-диез миноре Op.8 № 12. Исполняет в Москве, 1986 год.

В этих лирических пьесах запечатлен широкий круг настроений и душевных состояний от мягкой мечтательности до страстной патетики. Характерная для Скрябина утончённость, нервная обострённость эмоционального выражения сочетается в них с заметным воздействием Ф. Шопена, отчасти А. К. Лядова. Те же образы преобладают и в крупных циклических сочинениях этих лет: фортепианном концерте (1897), 3 сонатах (1893, 1892—97, 1897).

В 1900-е гг. выкристаллизовалась философская концепция композитора, замыслы приобрели грандиозный размах, требующий симфонических форм выражения. От идей преобразования мира посредством искусства (1-я симфония с хоровым финалом-апофеозом на собственный текст, 1900) С. пришёл к утопическому, но величественному замыслу «Мистерии» — некоего вселенского художественно-литургического действа, объединяющего все виды искусства. Идея обновления, становления творческого духа, гордого самоутверждения лежит в основе 3-й симфонии («Божественной поэмы», 1904) и получает законченное художественное выражение в одночастных симфонических поэмах — «Поэма экстаза» (1907)

 

Валерий Гергиев дирижирует "Поэму экстаза"Скрябина

и «Прометей» («Поэма огня», 1910). Стремясь к высшей «грандиозности» в кульминациях, Скрябин  увеличил состав оркестра, введя орган, колокола, а в «Прометее» — хор без слов и специальную партию света (первая попытка синтеза художественных средств).  Грандиозный замысел Скрябина не мог не сказаться на исполнительском составе произведения, включающем большой состав симфонического оркестра, фортепиано, орган, хор и цветосветовую клавиатуру, освещающую зал чередой цветовых волн. Введение партии света, по мнению композитора, должно было усилить впечатление от музыки. Однако несовершенная в те времена техника не могла полностью выразить задуманное композитором. Первая попытка воспроизвести световую партию окончилась провалом и непризнанием самой гениальной идеи.

Дело в том, что выполненная самим композитором машина была слишком примитивной для того, чтобы сопровождать исполнение восхитительно-грандиозной музыки. В музее Скрябина в Москве хранится световой аппарат, созданный композитором в 1911 году. "Тастьере пер люче", или световой клавир, — так называл Скрябин свое детище, аппарат, которому суждено было в первый раз сопровождать исполнение световой симфонии. Устройство представляло собой диск, на который были установлены по кругу двенадцать цветных лампочек с таким же количеством выключателей, соединенных проводами. При исполнении музыки лампочки мигали разными цветами; свет их был тусклым и приглушенным. С таким прибором Скрябин не смог исполнить волнующе-загадочную партию Luce, а мигание лампочек лишь раздражало слушателей. Тем более необходимо отдать должное интуиции Скрябина, своими идеями предугадавшего выразительные средства на многие десятилетия вперед. Здесь, как и в «Поэме экстаза», композитор задействовал огромный состав оркестра, добавив партию фортепиано и большой смешанный хор. «Поэма огня» должна была сопровождаться светоэффектами при помощи световой клавиатуры, когда зал погружался в сияние того или иного цвета. Полной расшифровки партии этой световой клавиатуры не сохранилось. Ориентиром здесь является таблица «цветослуха», то есть соответствия цветов определенным тональностям. Кроме расширения ассоциативно-зрительного спектра музыкального восприятия, в «Прометее» Скрябин применил новый гармонический язык, не опирающийся на традиционную тональную систему. Но наиболее революционным оказался в трактовке композитора сам образ Прометея. Прометей, по словам Скрябина, — это «творческий принцип», «активная энергия Вселенной», «огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль». Замысел поэмы заключается в том, чтобы через конфликты и столкновения привести к несущему экстатический свет напряженному финалу. Духовным и творческим импульсам человека противостоит необъятный мир тьмы и хаоса. Его беспредельность придает конфликту сочинения поистине космические масштабы. Стержень поэмы — идея активности человеческого разума в монументальной философской космогонии.

Но, кроме зрительных впечатлений, "цветосвет" был для Скрябина частью музыкально-драматического развития. Какова была задумка композитора?

В архиве Скрябина сохранились письма профессора Чарлза Майерса, занимавшегося вопросами психологии цветосветового воздействия музыки. Он знал о том, что Скрябин обладал цветным слухом. Свои "цветосветовые ощущения", вызываемые музыкой, Скрябин, по словам Майерса, сравнивал с ощущением других людей и установил много точек совпадения. Скрябин полагал, что "цветосветовая окраска" должна быть общей для всех людей, обладающих феноменом цветного слуха. Композитор рассказывал, что модуляции в другую тональность в любой музыке влекут за собой изменения цветовой гаммы, при этом иногда цвет или его изменения ощущаются им раньше, чем осознается тональность или ее изменения. Майерс приводит слова Скрябина: "Светоцвет подчеркивает тональность". [/B]

 

"Клавиатура" А.Н.Скрябина

От «Прометея» открывался прямой путь к «Мистерии» — некоего вселенского художественно-литургического действа, объединяющего все виды искусства.

В симфониях Скрябина ещё заметна связь с традициями драматического симфонизма П. И. Чайковского, с творчеством Р. Вагнера и Ф. Листа. Симфонические поэмы — самобытные произведения как по замыслу, так и по воплощению. Темы приобретают  афористическую краткость символов, обозначающих то или иное состояние духа (темы «томления», «мечты», «полёта», «воли», «самоутверждения»). В ладо-гармонической сфере преобладают неустойчивость, диссонантность, изысканная пряность звучания. Усложняется фактура, приобретая многослойную полифоничность.

В 1900-е гг. параллельно симфоническому развивалось также фортепианное творчество Скрябина, воплощающее в камерном жанре те же идеи, тот же круг образов. Например, 4-я и 5-я сонаты (1903, 1907) являются своего рода «спутниками» 3-й симфонии и «Поэмы экстаза».

Скрябин Соната №5. Играет Гленн Гульд.

Аналогична и тенденция к концентрированности выражения, сжатию цикла. Отсюда одночастные сонаты и фортепианные поэмы — жанр, имевший в поздний период творчества Скрябина важнейшее значение. Среди фортепианных произведений последних лет центральное место занимают 6—10-я сонаты (1911—13) — своего рода «подступы» к «Мистерии», частичное, эскизное её воплощение. Их язык и образный строй отличаются большой сложностью, некоторой зашифрованностью. Скрябин словно стремится проникнуть в область подсознания, зафиксировать в звуках внезапно возникающие ощущения, их причудливую смену. Такие «запечатленные мгновения» рождают короткие темы-символы, из которых и состоит ткань произведения. Зачастую один аккорд, двух-трёхзвучная интонация или мимолётный пассаж приобретают самостоятельное образно-смысловое значение.

Творчество  Скрябина оказало значительное воздействие на развитие фортепианной и симфонической музыки 20 в.

 

Умер Скрябин в Москве 14 (27) апреля 1915.

Творчество Скрябина оказало значительное воздействие на развитие фортепианной и симфонической музыки 20 в.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.