Арам Хачатурян — 108 лет со дня рождения.

 

6 июня 2011 года  исполнилось бы  108 лет Араму Хачатуряну – одному из крупнейших деятелей армянской музыки XX века. Арам Ильич Хачатурян — композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель,  народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1973), академик АН Армянской ССР (1963).  

Творчество Хачатуряна представляет собой явление не только большой художественной ценности, но и огромного исторического значения. Ему принадлежит особая заслуга в решении одной из актуальных проблем музыки XX в. — проблемы взаимообогащения восточной и европейской музыкальных культур. Творческий опыт Хачатуряна сыграл значительную роль в становлении композиторских школ советского и зарубежного Востока. Арам Ильич Хачатурян – художник яркой, своеобразной индивидуальности. Темпераментная, жизнерадостная, привлекающая свежестью гармонии и оркестровых красок музыка его пронизана интонациями и ритмами народных песен и танцев Востока. Именно народное искусство явилось источником глубоко своеобразного творчества этого выдающегося композитора. В своих произведениях он также опирался на традиции мировой, и в первую очередь русской музыки.

Творчество А. Хачатуряна впечатляет богатством образного содержания, широтой использования различных форм и жанров.  

Композитор писал балеты, симфонические произведения, сонаты и концерты для различных инструментов, песни, романсы и хоры, музыку для театра и кино. Среди лучших его произведений – балеты «Гаянэ» и «Спартак», вторая симфония, фортепианный и скрипичный концерты, музыка к драме Лермонтова «Маскарад». По словам композитора, "идея Второй симфонии навеяна событиями Отечественной войны. Мне хотелось передать чувства гнева, мести за все то зло, которое причинил нам немецкий фашизм. С другой стороны, в симфонии выражены настроения скорби и чувства глубочайшей веры в окончательную нашу победу". Победе советского народа в Великой Отечественной войне посвятил Хачатурян Третью симфонию, приуроченную к празднованию 30-летия Великой Октябрьской социалистической революции. В соответствии с замыслом — гимн народу-победителю — в симфонию включены дополнительно 15 труб и орган.

В музыке Хачатуряна получили воплощение высокие гуманистические идеи революции, советского патриотизма и интернационализма, темы и сюжеты, рисующие героико-трагические события далекой истории и современности; ярко запечатлелись колоритные образы и сцены народной жизни, богатейший мир мыслей, чувств и переживаний нашего современника. Своим искусством Хачатурян вдохновенно воспел жизнь родной и близкой ему Армении.

Арам Ильич Хачатурян родился 6 июня 1903 в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) в семье бедного ремесленника, переплетчика. Его родители никогда не занимались музыкой, но они были одаренными в этом плане, и в их доме всегда звучали песни и танцы. Многообещающий композитор еще в детстве знал много мелодий и любил петь, аккомпанируя сам себе на народных ударных инструментах. До 19 лет он не только не учился музыке, но и не имел понятия о симфонической и оперной музыке. Несмотря на яркое музыкальное дарование, он не получил начального специального музыкального образования.  Профессионально приобщился к музыке лишь в девятнадцатилетнем возрасте. Годы, проведенные в старом Тифлисе, музыкальные впечатления детских лет оставили неизгладимый след в сознании будущего композитора и определили основы его музыкального мышления.

Сильное воздействие на творчество композитора оказала богатейшая атмосфера музыкального быта этого города, в котором на каждом шагу звучали грузинские, армянские и азербайджанские народные напевы, импровизация певцов-сказителей — ашугов и сазандаров, перекрещивались традиции восточной и западной музыки.

В 1921г. вместе с группой армянской молодежи А. Хачатурян уехал в Москву и поселяется у старшего брата Сурена — видного театрального деятеля, организатора и руководителя армянской драматической студии. Именно брат привил начинающему композитору любовь к театру. Впоследствии Хачатурян, написавший музыку к 20 с лишним спектаклям, говорил: «Моя страсть к театру такова, что, если бы музыка в свое время не заполнила мои думы, я, наверное, стал бы актером».

Бьющая ключом художественная жизнь Москвы поражает юношу. Он поступил на подготовительные курсы в Московский университет, а затем на факультет физики и  математики. Только в 1922 г. 19-летний Хачатурян поступил в Гнесинское музыкальное училище, где его поддержали и вдохновили. Сдавая экзамены в Московский музыкальный техникум, Арам заметил стоявшую в углу виолончель и заявил, что хотел бы учиться «на этой большой скрипке»! Вряд ли бы, не имевшего даже элементарной подготовки Хачатуряна зачислили в музыкальный техникум, если бы Елена Фабиановна и Михаил Фабианович Гнесины не распознали в юноше природного дарования.

«Энергичный, порывистый, увлекающийся, не очень организованный, но бесконечно преданный любимому искусству» — таким запомнился друзьям — современникам Арам Хачатурян тех лет. Он посещает театры, музеи, литературные вечера, концерты, оперные в балетные спектакли, жадно впитывает все новые и новые художественные впечатления, знакомится с произведениями мировой музыкальной классики. Творчество М. Глинки, П. Чайковского, М. Балакирева, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, М. Равеля, К. Дебюсси, И. Стравинского, С. Прокофьева, а также А. Спендиарова, Р. Меликяна в др. в той или иной степени повлияло на формирование глубоко оригинального стиля Хачатуряна. Он начал учиться играть на виолончели,  а затем перешел в класс композиции.  Михаил Гнесин обратил внимание на одаренного Хачатуряна и помог ему. В Москве Хачатурян впервые в жизни пошел на симфонический концерт. Работы Бетховена и Рахманинова потрясли и воодушевили его. ''Танец для скрипки и фортепиано'' стал первой опубликованной работой композитора. ''Как и все скрипачи, я горжусь тем, что первая серьезная работа А. Хачатуряна, его ''Танец'', был написан для скрипки. Композитор чувствует скрипку, как настоящий мастер — виртуоз'', — сказал Давид Ойстрах о Хачатуряне.

Пытаясь наверстать упущенное в детские годы, Хачатурян интенсивно работает, пополняет свои знания. В 1929 г. Хачатурян поступает в Московскую консерваторию. На 1 курсе занятия по композиции он продолжает у Гнесина, а со 2 курса его руководителем становится Н. Мясковский, сыгравший исключительно важную роль в становлении творческой личности Хачатуряна. В 1934 г. Хачатурян с отличием оканчивает консерваторию и продолжает совершенствоваться в аспирантуре. Написанная в качестве дипломной работы Первая симфония завершает студенческий период творческой биографии композитора. Интенсивный творческий рост дал превосходные результаты — почти все сочинения студенческого периода стали репертуарными. Таковы прежде всего Первая симфония, фортепианная Токката, Трио для кларнета, скрипки и фортепиано, Песня-поэма (в честь ашугов) для скрипки и фортепиано и др.

Еще более совершенным творением Хачатуряна явился Фортепианный концерт (1936), созданный в годы учебы в аспирантуре и принесший композитору мировую известность. Не прекращается работа в области песни, театральной и киномузыки. В год создания концерта на экранах городов страны демонстрируется кинофильм "Пэпо" с музыкой Хачатуряна. Песня Пэпо становится любимой народной мелодией в Армении.

В годы учебы в музыкальном техникуме и консерватории Хачатурян постоянно посещает Дом культуры Советской Армении, это сыграло важную роль в его биографии. Здесь он сближается с композитором А. Спендиаровым, художником М. Сарьяном, дирижером К. Сараджевым, певцом Ш. Тальяном, актером и режиссером Р. Симоновым. В эти же годы Хачатурян общается с выдающимися деятелями театра (А. Неждановой, Л. Собиновым, В. Мейерхольдом, В. Качаловым), пианистами (К. Игумновым, Е. Бекман-Щербиной), композиторами (С. Прокофьевым, Н. Мясковским). Общение с корифеями советского музыкального искусства значительно обогатило духовный мир молодого композитора. Конец 30 — начало 40-х гг. ознаменовались созданием ряда замечательных произведений композитора, вошедших в золотой фонд советской музыки. Среди них Симфоническая поэма (1938), Скрипичный концерт (1940), музыка к комедии Лопе де Вега "Валенсианская вдова" (1940) и к драме М. Лермонтова "Маскарад". Премьера последней состоялась накануне начала Великой Отечественной войны 21 июня 1941 г. в Театре им. Е. Вахтангова.

В 1929г. Хачатурян поступил в симфонический класс московской консерватории. Большое влияние на него оказал знаменитый русский композитор Сергей Прокофьев. В 1934г. Хачатурян блестяще окончил консерваторию и поступил в аспирантуру. Его имя золотыми буквами выгравировано на мраморной доске и украшает вход в Малый зал московской консерватории. В 1937г. впервые был исполнен его ''Концерт для скрипки с оркестром''. Все это – довоенные работы Хачатуряна, которые принесли ему мировую славу. Среди его знаменитых работ довоенного периода была его монументальная Вторая симфония.

Во время Второй мировой войны А. Хачатурян работал на всесоюзном радио, писал патриотические песни и маршы. За 4 года войны им созданы балет "Гаянэ" (1942), Вторая симфония (1943), музыка к трем драматическим спектаклям ("Кремлевские куранты" — 1942, "Глубокая разведка" — 1943, "Последний день" — 1945), к кинофильму "Человек № 217" и на ее материале Сюита для двух фортепиано (1945), составлены сюиты из музыки к "Маскараду" и балета "Гаянэ" (1943), написаны 9 песен, марш для духового оркестра "Героям Отечественной войны" (1942), Гимн Армянской ССР (1944). Кроме того, была начата работа над виолончельным Концертом и тремя концертными ариями (1944), завершенными в 1946 г. Во время войны стал созревать и замысел "героической хореодрамы" — балета "Спартак".

После войны он вернулся к классической музыке и создал новые шедевры мирового масштаба. В 1939г. Хачатурян написал первый армянский балет ''Счастье''. Но недостатки либретто балета вынудили переписать большую часть музыки, и таким образом он создал новый балет ''Гаяне''. На основе балета Гаянэ были составлены три оркестровые сюиты, одна из которых включает всемирно известный «Танец с саблями»; еще одна популярная сюита состоит из фрагментов музыки к спектаклю Малого театра «Маскарад» по драме Лермонтова. Премьера балета состоялась в тяжелые годы Второй мировой войны, зимой (3 декабря, 1942г.). В 1943г. за этот балет Хачатурян получил Сталинскую награду первой степени – одну из самых высоких наград того времени в сфере культуры. Через очень короткое время после премьеры этот балет получил всемирную славу.

К теме войны Хачатурян обращался и в послевоенные годы: музыка к кинофильмам "Сталинградская битва" (1949), "Русский вопрос" (1947), "У них есть Родина" (1949), "Секретная миссия" (1950), к пьесе "Южный узел" (1947). Наконец, к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне (1975) было создано одно из последних сочинений композитора — "Торжественные фанфары" для труб и барабанов.

Балет ''Спартак'' стал величайшей работой Хачатуряна после войны. Партитура балета была завершена в 1945г., а в декабре 1956г. состоялась премьера. С того времени этот балет стал "частым гостем" на лучших сценах мира. "Музыку я создал тем же методом, каким создавали ее композиторы прошлого, когда обращались к историческим темам: сохраняя свой почерк, свою манеру письма, рассказывали о событиях через призму своего художественного восприятия. Балет "Спартак" представляется мне как произведение с острой музыкальной драматургией, с широко развернутыми художественными образами и конкретной, романтически взволнованной интонационной речью. Все достижения современной музыкальной культуры я считал необходимым привлечь для раскрытия высокой темы "Спартака". Поэтому балет написан современным языком, с современным пониманием проблем музыкально-театральной формы", — писал Хачатурян о своей работе над балетом.

Одновременно Хачатурян работал в театре и кино. Его музыка для ''Маскарада'' Лермонтова получила большое признание.

Произведения Хачатуряна для кино были другими, но также знаменитыми. ''Зангезур'', ''Пепо'', ''Владимир Ильич Ленин'', ''Русская проблема'', ''Секретная Миссия'', ''У них есть родина'', ''Адмирал Ушаков'', ''Джордано Бруно'', ''Отелло'', ''Сталинградская битва'' — это только названия нескольких фильмов, для которых Хачатурян написал музыку.

Мелодии очень многих популярных песен, написанные им, достойны внимания. Более 50 напечатанных вокальных произведений разных поколений… Среди них патриотические, детские и молодежные песни, а также собрания народных и популярных песен, романсов и концертных арий.

Среди других сочинений, созданных в послевоенные годы, — "Ода памяти В. И. Ленина" (1948), "Ода радости" (1956), написанная ко второй декаде армянского искусства в Москве, "Приветственная увертюра" (1959) к открытию XXI съезда КПСС. По-прежнему живейший интерес проявляет композитор к кино- и театральной музыке, создает песни.

 В 50-х гг. Хачатурян пишет музыку к пьесе Б. Лавренева "Лермонтов", к трагедиям В. Шекспира "Макбет" и "Король Лир", музыку к кинофильмам "Адмирал Ушаков", "Корабли штурмуют бастионы", "Салтанат", "Отелло", "Костер бессмертия", "Поединок". Приобрели популярность песни "Армянская застольная. Песня о Ереване", "Марш мира", "О чем мечтают дети".

С 1950г. Хачатурян дирижировал оркестрами и гастролировал во многих странах мира. Поездки по городам Советского Союза перемежаются с гастролями в десятки стран Европы, Азии, Америки. Здесь он встречается с крупнейшими представителями художественного мира:

композиторами И. Стравинским, Я. Сибелиусом, Дж. Энеску, Б. Бриттеном, С. Барбером, П. Владигеровым, О. Мессианом, З. Кодаем; дирижерами Л. Стоковским, Г. Караяном, Дж. Джорджеску, исполнителями А. Рубинштейном, Е. Цимбалистом;писателями Э. Хемингуэем, П. Нерудой; артистами кино Ч. Чаплиным, С. Лорен и др.  

Его сочинения играли звезды исполнительского искусства – скрипачи Хейфец, Энеску, Ойстрах; пианисты – Артур Рубинштейн, Эмиль Гилельс; виолончелист Мстислав Ростропович. Он был овеян славой, любим слушателями, уважаем властями…

Творческую работу композитор сочетает с педагогической, исполнительской и общественной деятельностью. Послевоенные годы ознаменовались не только созданием новых ярких произведений в самых различных жанрах, но и важными событиями в творческой биографии Хачатуряна. В 1950 г. его приглашают профессором класса композиции одновременно в Московскую консерваторию и в Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. За 27 лет своей педагогической деятельности Хачатурян выпустил десятки учеников, среди которых А. Эшпай, Э. Оганесян, Р. Бойко, М. Таривердиев, Б. Троцюк, А. Виеру, Н. Терахара, К. Волков, М. Минков, Д. Михайлов и др. Хачатурян часто выступает с исполнением своих сочинений как дирижер. За выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства Хачатуряну присвоено звание народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, он награжден орденами и медалями СССР.

Творческое становление Хачатуряна-композитора проходило в Московской консерватории. Первые же его сочинения – «Трио для кларнета, скрипки и фортепиано» (1932) и «Первая симфония» (1934) – сразу обнаружили выдающееся мелодическое дарование Хачатуряна. Его тяготение к естественному и артистичному соединению восточных народных мелодий и ритмов с традиционными европейскими формами восхищало.

Среди произведений Хачатуряна – ряд концертов для солирующих инструментов с оркестром (фортепианный концерт, 1936; скрипичный концерт, 1940; виолончельный концерт, 1963); «Вторая симфония» (1943); два тематически связанных балета – «Счастье» (1939) и «Гаянэ» (1942), балет «Спартак» (1954); «Поэма о Сталине для хора с оркестром» (1938); музыка для спектаклей и кинофильмов.

У Арама Ильича свое неповторимое оркестровое письмо. Особенностью музыки Хачатуряна является активное ритмическое развитие, достигающееся повторением основной формулы или игрой акцентов внутри этой формулы.

Поздний период творчества Хачатуряна ознаменовался созданием "Баллады о Родине" (1961) для баса с оркестром, двух инструментальных триад: концертов-рапсодий для виолончели (1961), скрипки (1963), фортепиано (1968) и сольных сонат для виолончели (1974), скрипки (1975) и альта (1976); для фортепиано были написаны Соната (1961), посвященная своему учителю Н. Мясковскому, а также 2 том "Детского альбома" (1965, 1 том — 1947).

Сделавший очень много для развития армянской композиторской школы, Хачатурян оказал также значительное влияние на музыкантов Азербайджана, Туркмении и других стран Средней Азии.  Свидетельством мирового признания творчества Хачатуряна служат награждение его орденами и медалями имени крупнейших зарубежных композиторов, а также избрание почетным или действительным членом различных музыкальных академий мира.

В творчестве Xачатуряна самобытно претворены традиции мирового и национального музыкального искусства. Его музыка обогатила современную композиторскую школу новыми образами, стилевыми элементами, средствами музыкальной выразительности. Xачатурян достиг органического синтеза тональной системы европейской музыки с ладовыми структурами восточной музыкальной культуры, главным образом армянской. Основное внимание уделял симфонии и камерно-инструментальным жанрам. Произведениям свойственны открытая экспрессивность, мелодическая щедрость, интонационная доступность. Важную роль играет ритм, выполняющий драматургическую функцию. Xачатурян — мастер оркестрового колорита. Мировую известность композитору принесли концерты с оркестром — для фортепьяно (1936) , для скрипки (1940) и для виолончели (1946), балеты «Гаянэ» — первое национальное музыкально-сценическое произведение в этом жанре, а также «Спартак» — одна из вершин советского балета. Крупным достижением стала 2-я симфония (1943), посвященная событиям Великой Отечественной войны 1941—45. Xачатурян плодотворно работал в области музыки для театра и кино (музыка к спектаклям «Маскарад» Лермонтова, «Валенсианская вдова» Лопе де Беги, где использованы испанские мелодии и ритмы, к фильмам «Пэпо», «Зангезур» и др.). Автор музыки Государственного гимна Армянской ССР (1944). Написал статьи для журналов, посвященной творческой деятельности ряда музыкантов. Творчество Xачатуряна получило широкое общественное признание. Имя Xачатуряна присвоено Большому залу филармонии Еревана (1978). В 1984 в Ереване открыт Дом-музей Xачатуряна.

 Умер Хачатурян в Москве 1 мая 1978 года. Тело было перевезено в Армению и похоронено невероятно торжественно. Его хоронили в Армении невероятно торжественно. Гроб привезли из Москвы. Был страшный дождь. На аэродроме на ступеньках стояли хоры, как это бывает в греческих трагедиях, и под диким дождем пели. Совершенно невероятное зрелище. А на другой день, после похорон, вся дорога от оперного театра до кладбища была усыпана розами.

 ЛАУРЕАТ Государственных и Ленинской премий, Герой Социалистического труда, народный артист СССР Арам Ильич Хачатурян прожил счастливую жизнь. Он  объездил весь мир, встречался с Роменом Ролланом, Хемингуэем, Чаплином, Сибелиусом, Стравинским, Караяном, Барбером… Хачатуряна с радостью принимали великие мира сего — королева Бельгии Елизавета, Папа Римский Иоанн ХХIII, католикос Вазген. Его сочинения играли звезды исполнительского искусства. Он был овеян славой, любим слушателями, уважаем властями…  Однако мало кто знал (разве что несколько самых близких), что в конце жизни Хачатурян переживал тяжелейшую внутреннюю драму. В 70 лет, после долгой болезни, он жаловался: «Я вновь пытаюсь сочинять. Я ищу новое, не хочу упустить старое — эмоциональность, мелодическое богатство. А это так трудно! Из-за этого я нервничаю, у меня плохое настроение, все меня раздражает. Сегодня, например, был у меня урок в консерватории. Там — погоня за новизной ради новизны. Студенты соревнуются, кто острее, кто абстрактнее. А выразительность, вдохновение — просто пустые понятия».

 «Велик вклад Арама Хачатуряна в музыку наших дней. Трудно переоценить значение его искусства для советской и мировой музыкальной культуры. Его имя завоевало широчайшее признание как у нас в стране, так и за рубежом; у него десятки учеников и последователей, развивающих те принципы, которым сам он всегда остается верен». Д. Шостакович.

Ruslan Smagulov — Aram Hachaturyan — Adagio of Spartacus and Phrygia

 

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.