Миша Майский – 64 года со дня рождения.

 

Миша Майский – советский и израильский виолончелист (10.01.1948г.)

 

Майский – единственный в мире виолончелист, бывший учеником двух величайших музыкантов двадцатого века – Мстислава Ростроповича и Григория Пятигорского. У первого он учился, будучи гражданином СССР, у второго – после эмиграции.

О своих корнях Майский говорит так: «Я никогда не чувствовал себя дома, будучи в России. Я всегда чувствовал, что я там родился по ошибке судьбы… Или не по ошибке, но — мои родители были там, и я родился там. То есть я родился в Латвии, потому что моего папу отправили в 1945 году работать туда. Вообще-то мои родители с Украины, а я — единственный в нашей семье, кто родился в Латвии». Сегодня Миша Майский остается гражданином Израиля, хотя часто бывать в еврейском государстве у него никак не получается — нет времени. «Еврейский журнал», 10.01.2008.

В настоящее время Миша Майский живет в Бельгии, выступает с такими известными музыкантами, как пианист Раду Лупу, скрипач Гидон Кремер, дирижеры Зубин Мета, Владимир Ашкенази. А мы, глядя на этого яркого человека и вслушиваясь в звуки его виолончели, всегда вспоминаем слова, сказанные о нём его учителем Мстиславом Растроповичем: «В игре Майского поэзия и изысканное изящество сочетаются с большим темпераментом и блестящей техникой».

После его первого концерта в Карнеги-холле – легендарном зале в Нью-Йорке, который открывал Чайковский – неизвестный меценат подарил  музыканту виолончель XVIII века мастера Монтаньяна. На этом инструменте Миша Майский играет до сих пор.

Майский очень экстравагантен. Он не признает фраков, концерты играет в свободных рубашках без пуговиц японского дизайнера Иссей Мияки. Вместо бабочки виолончелист носит украшение с бриллиантом старинной огранки и множеством других камней. Этой подвеске около 300 лет, когда-то ее надевали на тюрбан. В Индии написаны целые труды о сочетании камней на этом талисмане.

                             Миша Майский со своей дочерью Лили Майски.

Известный виолончелист Миша Майский родился в Риге 10 января 1948 года. В одном из многочисленных интервью он о своем детстве вспоминал красочно и подробно:

«Мой отец был страшным идеалистом — членом коммунистической партии с юности и до конца жизни, правда, с небольшим восьмилетним перерывом. Он даже поменял фамилию — моя уже была Майский, а его настоящая фамилия была Богуславский, и все мои родственники по отцовской линии — Богуславские. После революции он попал в детдом, и его там все дразнили: мол, Бога славит. И он поменял фамилию в честь Первого мая. Даже хотел, чтобы фамилия наша была — Первомайский. Но она показалась слишком длинной. Отец запрещал моей бабушке разговаривать с мамой на идиш при детях. Не хотел, чтобы у детей отложилось в сознании, что мы евреи — для него это не имело никакого значения. Тем не менее, в сорок восьмом году, когда я родился, его выгнали из партии. Я был очень несчастливый ребенок в этом отношении. Кто-то написал анонимное письмо, что слишком много евреев у него оказалось в подчинении. И его выгнали с работы и из партии. Он, конечно, писал письма самому Сталину, веря, что это была некая ошибка. После ХХ съезда в пятьдесят шестом году перед ним извинились, опять приняли в партию, но работу он уже не получил, и мы довольно сильно бедствовали».

Решение стать виолончелистом Миша принял, когда ему было всего восемь лет. В 1956 г. — первые уроки музыки в Музыкальной школе имени Эмиля Дарзиня.

1962г. —  поступление в Ленинградскую консерваторию., а в 17 лет он стал лауреатом первой премии Всесоюзного конкурса виолончелистов. Учился в Московской консерватории у Мстислава Ростроповича. Однако после того, как его сестра-пианистка в начале января 1969 года уехала из Риги в Израиль, в Москве, естественно, решили, что и Майский рано или поздно последует за ней. И тот факт, что он об этом не говорил и даже и не думал, власти восприняли как верный признак того, что музыкант хочет всех обмануть и сначала получить диплом Московской консерватории у Ростроповича, и только потом уехать.

Так в 1970 году Миша Майский оказался под арестом по ложному доносу. Сам он об этом нелегком периоде своей жизни рассказывает с некоторой долей иронии: «Но я не жалуюсь, как не жалуюсь и на то, что вместо того, чтобы закончить Московскую консерваторию, я четыре месяца провел сначала в Бутырской тюрьме, потом на Красной Пресне, потом в Горьковской тюрьме, а потом оставшиеся четырнадцать месяцев в Горьковской области. И грузил лопатой десять тонн цемента в день. Стараюсь смотреть на это с положительной точки зрения. Хотя, конечно, это было серьезное событие в моей жизни, но я даже где-то благодарен своей судьбе, что со мной это случилось. Несмотря на то что я из-за этого не получил диплома Московской консерватории, я получил гораздо более полное образование. Высшее. Сейчас это все воспринимается почти анекдотично».

В 1973 году Миша Майский репатриировался в Израиль. В том же году он победил в международном конкурсе имени Гаспара Кассадо во Флоренции, в ноябре успешно дебютировал в США в Карнеги Холл с Питтсбургским симфоническим оркестром под управлением Вильяма Стейнберга.

На Западе Майский сделал блестящую карьеру.

1974 — Занятия с легендарным Григорием Пятигорским; таким образом, Майский становится единственным в мире виолончелистом, который одновременно является учеником Ростроповича и Пятигорского; в этом же году Майский выступает с Филадельфийским оркестром и оркестром Израильской филармонии.

1975 Начало интенсивной международной карьеры, регулярные концерты в США, Европе, Австралии, на Дальнем Востоке, особенно в Японии.

1976 – 1999г.г.

Дебют в Лондоне с Королевским Филармоническим оркестром (1976)

Сольный дебют в Лондоне с пианистом Раду Лупу(1977)

Первая запись для Deutsche Grammophon: Двойной концерт Брамса с Гидоном Кремером и оркестром Венской филармонии под упрвлением Леонарда Бернстайна. (1982)

Заключает первый эксклюзивный контракт с Deutsche Grammophon; две важнейших записи произведенийБаха: Виолончельной сонаты с Мартой Аргерих и Шести сольных сюит. (1985)

Записи концертов Гайдна и Концерта Шумана (с Леонардом Бернстайном) (1987)

Запись рапсодии Блоха  Шеломо ( с Леонардом Бернстайном) получает в Токио Record Academy Prize. (1989)

Дебют на Променад-концертах в Лондоне, записи Виолончельных сонат Бетховена с Мартой Аргерих и Антологии романтических пьес с  Orchestre de Paris под управлением Семена Бычкова.( 1992)

Концерт с Мартой Аргерих на Зальцбургском фестивале (1993)

Запись Концертов Шостаковича с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Майкла Тилсона Томаса. 1994г.

Первый – после 23-летнего отсутствия – концерт в Москве. Запись произведений Прокофьева и Мясковского с Российским Национальным оркестром под управлением Михаила Плетнева. Записи Вивальди и Боккерини с Orpheus Chamber Orchestra получают Echo Award. 1995г.

1996 –1999 Концерты и записи с Дарьей Ховора, Павлом Гилиловым, Мартой Аргерих и Гидоном Кремером

2000 Год Баха посвящает его музыке. Начинает с «Баховского марафона» в Цюрихе (2 января), где играет все произведения Баха для виолончели в трех концертах  в один день, и продолжает исполнять музыку Баха в 100 концертах в Японии, Корее, Гонконге, Китае, Австралии, США, Южной Америке, многих городах Европы.

2001 Записи с Мартой Аргерих Live in Japan (сонаты Шопена, Франка, Дебюсси).

2002-2003 Сольные концерты с Мартой Аргерих и Гидоном Кремером  в Carnegie Hall и Kennedy Center; концерты  с Серджио Темпо на Зальцбургском фестивале; концерты с Идой Гендель, Вадимом Репиным, Юрием Башметом… Фестивали в Вербье, Дубровнике, Торроелле, тур по Дальнему Востоку, записи с Мартой Аргерих.

2004 Концерты с Латвийским Национальным симфоническим оркестром в Риге и на гастролях в Испании и Германии. Выступления в Риме с Orchestra di Santa Cecilia, в Лондоне с Королевским Филармоническим оркестром, в Лиссабоне с Gulbenkian Orchestra, в Париже  с Orchestre Philharmonique de Radio France, в Балтиморе и Вашингтоне, частое исполнение концерта Дворжака, включая гастроли с оркестром Чешской филармонии, концерты в Европе, США, Корее, Японии, участие в фестивалях в Вербье, Шлезвиг-Гольштейне, на Зальцбургском фестивале, записи Дворжака и Штрауса с оркестром Берлинской филармонии под управлением Зубина Меты, концерты камерной музыки с Аргерих, Кремером и Башметом.

— Музыка начинается там, где кончаются слова, как сказал Гоффман. И хотя я очень много говорю, — усмехается Майский, — музыка — это язык, на котором я могу выразить себя полнее всего. По крайней мере, я надеюсь, что это так. Музыка для меня — в первую очередь, хобби, за которое мне недурно платят, так что едва ли можно мечтать о большем. Но все же играю я ради собственного удовольствия, и, надеюсь, никогда это чувство не утрачу…

Некоторые записи этого музыканта: http://www.popurri.kz/videogalery/misha-majskij-violonchel/

 

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.