Елена Образцова — 72 года со дня рождения.

 

«Музыка — моя радость, любовь и спасение, ей я готова служить беззаветно, чтобы ни случилось…»

7 июля 2011 года Е.Образцовой исполнится 72 года.

Елена Образцова  —  всемирно известная певица (меццо-сопрано), народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии.  Ей  рукоплескала публика Парижа, Версаля, Лондона, Нью-Йорка, Италии. Она поет в лучших театрах  — "Ла Скала", "Метрополитен-опера", "Карнеги-холл", работает с крупнейшими музыкантами мира — дирижерами и артистами. Критики пишут о ней: "Елена Образцова превосходит самых знаменитых оперных див ХХ века", "это самый крупный лирический талант мировой оперной сцены". Она стала первой русской певицей, со времен Федора Шаляпина, которая на равных вошла в число величайших оперных звезд мира.

 

E. Obraztsova & P. Domingo "Final duet" Carmen

Природа щедро одарила Елену Образцову. У нее голос редкой красоты тембра, бархатистости, органной сочности звучания, яркая сценическая внешность, придающая ее оперным героиням редкую художественную рельефность и выразительность, талант настоящей драматической актрисы. И все это соединено в художнике, фанатично преданном музыке. Для Образцовой пение — не просто профессия, а содержание, высший смысл жизни. Поэтому художественные трактовки певицы обладают такой огромной притягательной силой, безраздельно захватывают слушателей.

Елена Образцова и оркестр русских народных инструментов Дир. Н.Некрасов 
Катерина Pусская народная песня, обр.С.Прокофьева

«Я так люблю все то, что пою, что мне хочется петь бесконечно. Я, когда молюсь, говорю: «Господи, дай мне сначала смерть, а уже потом — чтобы я прекратила петь». А потом добавляю: «Нет, Господи, я и на том свете хочу петь!» Потому что пение — это вид моего существования, в пении я живу больше, чем в жизни. На сцене я прожила огромное количество жизней и жизненных ситуаций. И кажется, что и в жизни я прожила такое же количество жизней».

Образцова — властительница душ зрителей, личность поистине магнетическая.

 — Говорить о том, что я властительница дум или душ, было бы, во-первых, нескромно, а во-вторых, неправильно. Душа — это не земное существо, а то, что земле не принадлежит и не обсуждается здесь, а обсуждается в верховном совете, на небесах. Вообще большие певцы, музыканты и художники — только проводники того мира, который нам дал, благословил Господь.

Elena Obraztsova — Konchakovna
Vladimir Atlantov — Vladimir
Luscious love duet from Act II of Borodin's Prince Igor
Conducted by Mark Ermler

Чтобы выйти на сцену, нужно знать, для чего ты выходишь, что ты хочешь сказать людям. Если сказать нечего, выходить на сцену не надо, Это я всегда говорю своим студентам. Если душа не переполнена, то поделиться нечем. А вот если тебя переполняют эмоции, твое постижение мира, восторг перед красотой — тогда надо выходить и нести это публике. Но интеллект, конечно, необходим, и он тоже дается от Бога. Я много читала Ошшо, есть такой философ, который пишет, что знать ничего не надо, что знание дается Господом Богом и познание только мешает. В каких-то моментах я с ним соглашаюсь, потому что можно очень многого не знать, но интуитивно чувствовать. Я все-таки за это — в жизни выше интуитивное, чем интеллектуальное.

«Считаю  главным в своей исполнительской деятельности — нести людям радость, заставить задуматься о жизни…»

Из т/ф "И образ мой предстанет тебе". 1986 г. Музыка П. Чайковский, слова А. Толстой. "То было раннею весной"

Елена Васильевна Образцова   родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде. Отец — Образцов Василий Алексеевич (1905-1989). Мать — Образцова Наталия Ивановна (1913-1994). Первый супруг — Макаров Вячеслав Петрович (1938 г. рожд.), физик. Второй супруг — Жюрайтис Альгис Марцелович (1928-1998), дирижер. Дочь — Макарова Елена Вячеславовна (1966 г. рожд.), певица. Внук — Макаров Александр (1988 г. рожд.).

Воспоминания детства для Лены навсегда связаны с войной и блокадой. С первого дня отец ушел на фронт, семья до конца зимы 1942 года оставалась в осажденном Ленинграде. Весной 1942 года Лена с матерью и бабушкой были эвакуированы по Ладожскому озеру в городок Устюжну Вологодской области, где они жили до лета 1945 года. После войны жить было тяжело, трудно. Отец вернулся только спустя год. Мама работала, а Лену отдали в детский сад. Музыкальная руководительница хора первой обратила внимание на голос девочки и сказала об этом маме, но она не придала значения этим словам.

Петь Лена начала рано, с 5 лет. Голосок был тоненьким, комариным. Пела то, что слышала вокруг, главным образом, вальсы Штрауса. Когда пошла в школу, уроки делала исключительно под музыку — пела сама или слушала пластинки. Часами сидела у репродуктора во время оперных передач. Музыка с детства была для нее не дополнением к жизни, а неотъемлемой ее частью.   

  — С детства пение было моей главной радостью, — вспоминает Елена Васильевна. — Музыка звучала у нас постоянно: отец играл на скрипке, обладал хорошим баритоном. Впрочем, когда пришло время, это не помешало родителям резки воспротивиться моему выбору: они считали, что певица — это несерьезно.

Навсегда запомнились Елене Васильевне домашние музыкальные вечера. Из командировки в Италию отец привез большую коллекцию пластинок, по которым маленькая девочка знакомилась с голосами знаменитых певцов — Джильи, Карузо, Галли-Курчи.

С 1948 по 1954 год Лена занималась в Детском хоре Ленинградского Дворца пионеров. Создателем и бессменным руководителем хора была Мария Федоровна Заринская.  "Этот хор повлиял на меня очень, — признавалась певица. — В нем я собственно родилась как музыкант. Мария Федоровна была, безусловно, выдающимся человеком и педагогом. Она "влюбила" меня в пение и была первой, кто дал мне веру в то, что я смогу стать певицей". Лена была непременной участницей всех концертов школьной самодеятельности, на которых с удовольствием исполняла цыганские романсы и чрезвычайно популярные в те годы песни из репертуара Лолиты Торрес.

Елена Образцова — "Кони-звери"
Старинный цыганский романс.

С 1954 по 1957 год в связи со служебным переводом отца, семья жила в Таганроге, затем год в Ростове-на-Дону. Таганрог подарил Лене знакомство с замечательным педагогом Анной Тимофеевной Куликовой, у которой в течение двух лет она занималась на вокальных курсах в Музыкальной школе имени П.И.Чайковского. На отчетном концерте в школе ее услышала директор Ростовского музыкального училища М.А.Маньковская и по ее рекомендации в 1957 году Лена была принята в училище сразу на 2-й курс, а через год, в августе 1958 года, пройдя успешное прослушивание, она поступила на подготовительное отделение Ленинградской консерватории.

Родители скептически относились к увлечению дочери пением и настояли на том, чтобы она поступала в технический вуз. Однако проучилась Елена лишь на подготовительном отделении. Из 100 человек, проходивших испытания, на вокальный факультет приняли только троих, и среди них — Елену Образцову.

Ленинградскую государственную консерваторию имени Н.А.Римского-Корсакова по классу профессора А.А.Григорьевой (оперный класс А.Н. Киреева) она окончила в 1964 году. О своем педагоге всегда вспоминает с большой теплотой: "Антонина Андреевна была очень тактична и аккуратна как человек и как педагог. Мне всегда хотелось сделать скорее, петь сразу большие арии, сложные романсы, а она убеждала, что без постижения "азов" вокала ничего не выйдет. Она разумно разведывала мои возможности, не торопилась "расковырять "бутончик". Она говорила: "Если бутончик расковырять в розочку, она сразу увянет. Бутончик должен расцветать сам". Антонина Андреевна принадлежала к числу людей, для которых служение искусству, музыке, своим ученикам составляло высший смысл каждого прожитого дня".

 

Elena Obraztsova "O mio babbino caro" Gianni Schicchi

В оперном классе Лена занималась у Алексея Николаевича Киреева. "Киреев был выдающимся оперным режиссером, — говорит певица. — Он впервые дал мне почувствовать, что такое театр. И впервые я узнала, что такое концертмейстер, когда услышала Елизавету Митрофановну Костромину. У Киреева и Костроминой оперный класс был классом мастерства".

1962 год  принес  в  жизнь Елены Oбразцовой  большие перемены. Две золотые медали — на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки и на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М.И.Глинки в Москве повлекли за собой приглашение в Большой театр.

«В 1962 году я была удостоена двух золотых медалей: на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки и на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. Глинки. После этого я получила несколько телеграмм из Большого театра с предложением спеть Марину Мнишек в опере «Борис Годунов». Честно говоря, я думала, что это какой-то розыгрыш. Как-то даже в голову не могло прийти, что меня могут пригласить петь в ведущий театр страны. И только потом, когда пришла сердитая телеграмма от народного артиста СССР Павла Лисициана, я решилась поехать в Москву. Все было похоже на сон. Я находилась в полуобморочном состоянии, тем более что петь пришлось без единой оркестровой репетиции. Как мне потом рассказывали, по сцене я ходила, выпятив вперед живот. Видимо, такой представляла себе эту "гордую полячку" – мою героиню. Однако дебют прошел успешно, и я была зачислена в Большой театр».

К сезону 1963/64 года ей предлагалось подготовить партии Марины Мнишек, Полины и Амнерис. Тогда было принято решение об окончании Еленой консерватории экстерном. 11 мая 1964 года в Малом зале имени Глазунова состоялся выпускной экзамен, на котором Софья Петровна Преображенская, председатель комиссии, поставила Елене Образцовой 5 с плюсом — оценку, которая не ставилась в Ленинградской консерватории около 40 лет.

На сцене Большого театра Е.Образцова дебютировала, еще будучи студенткой, в партии Марины Мнишек в опере М.П. Мусоргского "Борис Годунов" (17 декабря 1963 года), покорив не только Самозванца, но и эмоциональную московскую публику.

Все, что последовало за этим в крупнейших городах и столицах мира — Париже, Лондоне, Вене, Милане, Мюнхене, Гамбурге, Зальцбурге, Праге, Берлине, Барселоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Токио, Буэнос-Айресе, — принесло Елене Образцовой славу одной из самых блистательных звезд вокального искусства нашего времени.

Запись с сольного концерта в Большом зале Московской консерватории. 1972 г. Музыка А. Верстовский, слова A. Пушкин. "Старый муж"

Принято считать, что именно северная столица стала почвой для роста ее таланта. И это справедливо. В Петербурге коренится "европейскость" Образцовой, ее способность легко находить стилевые ключи — вчера к песням Шумана, сегодня к куплетам Целлера, завтра к тонадильям Гранадоса, а послезавтра к зонгам Вайля. Графиня из "Пиковой дамы" Чайковского, хрупкая и несгибаемая, в трактовке Образцовой сама становится символом Петербурга и всей его устрашающе-утонченной красоты. В романсах Даргомыжского, исполняемых Образцовой и ее концертмейстером-единомышленником Важей Чачавой, оживают петербургские салоны, в романсах композиторов конца XIX века прорываются наружу кипящие страсти города Достоевского и Блока. Петербург часто называют итальянским городом — в голосе Образцовой итальянские страсти обретают естественное пристанище, достаточно вспомнить ее Амнерис, Азучену, Ульрику, Сантуццу. Иные петербургские дворцы вступают в прямое соперничество с французскими — Образцовой не занимать французской утонченности, французского шика, в ее Кармен слышна прежде всего французская интонация, ее Шарлотта вникает в суть французского лиризма.

Хабанера из оперы Ж. Бизе "Кармен".

Elena Obraztsova — Carmen — Seguidilla

Но Образцова живет в Москве и "театром своей жизни" выбрала Большой театр. Здесь родилась и коронная роль Образцовой — вещунья и страстотерпица Марфа из "Хованщины" Мусорского, чьи зовы и пророчества стали эмблемой русской оперы последних лет. Здесь проживает свои горести мятущаяся Любаша из "Царской невесты", черпая в московской эмоциональности силы для борьбы за любовь. Здесь, в Москве, свела Образцову судьба с Георгием Свиридовым, чтобы сделать из нее страстную проповедницу творчества одного из самых своеобразных русских композиторов XX века. Исполнение Еленой Образцовой музыки Г.Свиридова принадлежит к числу выдающихся творческих достижений певицы. Эти концерты становились событиями художественной и общественной жизни. Особенно в этом ряду следует отметить исполнение Е.Образцовой вокального цикла "Десять песен на стихи Александра Блока" (1980), посвященных автором певице и поэмы на стихи Сергея Есенина "Отчалившая Русь" (1983) в редакции для меццо-сопрано, созданной Свиридовым специально для Елены Образцовой.

Подлинная стихия певицы — музыка высоких романтических чувств, исполненная глубокой, страстной экспрессии, порывистости, лирической проникновенности и одухотворенности. "Я очень люблю жизнь, люблю музыку и вообще люблю".  Многие ее роли стали живой классикой современной оперной сцены. Всего в репертуаре певицы 85 партий в операх русского и зарубежного классического репертуара, а также в операх композиторов XX века: Марина Мнишек ("Борис Годунов", 1963), Гувернантка, Полина, Миловзор (1964), Графиня (1965, "Пиковая дама"), Любаша ("Царская невеста", 1967), Кончаковна ("Князь Игорь", 1968), Марфа ("Хованщина", 1968). Любава ("Садко", 1979), Амнерис ("Аида", 1965), Азучена ("Трубадур", 1972), Эболи ("Дон Карлос",1973), Сантуцца ("Сельская честь",1977), Ульрика ("Бал-маскарад", 1977),Принцесса де Буйон ("Адриенна Лекуврер", 1977), Адальжиза ("Норма", 1979), Джованна Сеймур ("Анна Болейн", 1982), Орфей ("Орфей и Эвридика", 1984), Нерис ("Медея", 1989), Леонора ("Фаворитка", 1992), Герцогиня ("Сестра Анжелика", 1992), Кармен ("Кармен", 1972), Шарлотта ("Вертер",1974), Далила ("Самсон и Далила",1974), Иродиада ("Иродиада", 1990), Оберон ("Сон в летнюю ночь" Б.Бриттена, 1965), Женя Комелькова, ("Зори здесь тихие" К. Молчанова, 1975), Юдит ("Замок герцога Синяя Борода" Б.Бартока, 1978), Иокаста ("Царь Эдип" И.Стравинского, 1980), Сильвана ("Пламя" О.Респиги, 1990); С.Прокофьева: Фрося ("Семен Котко", 1970), Княжна Марья (1964), Элен Безухова (1971), Ахросимова (2000, "Война и мир"), Бабуленька ("Игрок", 1996) и другие.

— Большинство партий меццо-сопрано представляют образы женщин пылких, волевых, бескомпромиссных. А в жизни вы такая же, как ваши героини?

— Нет, в жизни я такая же, как Шарлотта в опере «Вертер». Это моя единственная лирическая партия, которую я просто обожаю. Шарлотта мне наиболее близка, потому что она, обладающая сильным и вместе с тем мечтательным характером, больше всего соответствует моему внутреннему миру, моей душе, моему темпераменту. Хотя для более полного выхода темперамента и эмоций у меня были другие партии и роли.

Е.Образцова выступает в ведущих оперных театрах мира: Марсельская опера (дебют в 1973 году в партии Кармен), Большой театр "Лисео" (дебют в 1974 году в партии Далилы), Венская государственная опера (дебют в 1975 году в партиях Кармен и Амнерис), опера Сан-Франциско (дебют в 1975 году в партии Азучены), театр " Ла Скала" (дебют в 1976 году в партии Шарлотты), "Метрополитен-опера" (дебют в 1976 году в партии Амнерис), Международный музыкальный фестиваль в Оранже (дебют в 1978 году в партии Далилы), музыкальный фестиваль в Зальцбурге (дебют в 1978 году в партии Эболи), театр "Ковент-Гарден" (дебют в 1981 году в партии Азучены), театр "Колон" (дебют в 1982 году в партии Марфы); а также в Париже, Мюнхене, Гамбурге, Осло, Стокгольме, Риме, Парме, Венеции, Лиссабоне, Мадриде, Цюрихе, Праге, Софии, Афинах, Братиславе, Белграде, Будапеште, Сеуле, Макао, Тайване, Токио и др.

Е.В.Образцова ведет активную концертную деятельность в России и по всему миру. Репертуар ее сольных концертов включает в себя музыку более чем 100 русских и зарубежных композиторов: М.И.Глинка, А.С. Даргомыжский, Н.А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, С.С.Прокофьев, Г.В.Свиридов, И.Бах, Г.Ф.Гендель, В.А.Моцарт, Л. ван Бетховен, Р.Шуман, Р.Вагнер, Й.Брамс, К.Вайль, Г.Малер, Г.Доницетти, Дж.Верди, Дж.Пуччини, П.Масканьи, Ф.Чилеа, Г.Берлиоз, Ж.Бизе, Ж.Массне, К.Сен-Санс, Г.Форе, Ф.Пуленк, Э.Сати, М. де Фалья, Э.Гранадос и др.

Незабываемо звучат в ее исполнении русские песни, старинные романсы. Она участвовала в исполнении ораторий, кантат, месс (А.Вивальди, Дж. Перголези, Дж. Россини, Л. ван Бетховен, Дж. Верди, Й.Брамс, А.И. Хачатурян), произведений русской духовной музыки (С.В.Рахманинов, П.Г.Чесноков).

Концерты, посвященные музыке классической оперетты (Ж.Оффенбах, И.Штраус, Ф.Легар, И. Кальман и др.), исполнение зонгов Курта Вайля добавили новые яркие штрихи, для многих совершенно неожиданные, к ее многогранному таланту.

Певица работала с концертмейстерами: А.П. Ерохиным (1965-1977), В.Н. Чачавой (с 1978 года по настоящее время), в концертах выступала с Г.Свиридовым, А.Наседкиным, Д.Вустманом, Е.Шендеровичем, Э.Мюллером и др.

Н. Римский — Корсаков
" Царская невеста ". Песня Любаши.
Елена Образцова — солистка
Важа Чачава — фортепиано
Санкт — Петербург

В оперном театре и в концертах партнерами певицы были выдающиеся музыканты: дирижеры: Г. фон Караян, Дж. Гавадзени, К. Аббадо, Р.Мути, Д. Патане, К.М. Джулини, Дж. Синополи, Р.Шайи, Н.Санти, Дж. Левайн, Л.Маазель, Ж. Претр, Д.Баренбойм, Я.Ференчик, К.Клайбер, Р.Бонинг, К. фон Донаньи, П.Мааг, К.Корд, С.Эрлинг, Е.Светланов, Ю.Темирканов, Г.Рождественский, В.Гергиев, В.Федосеев, В.Спиваков, С.Сондецкис, В.Минин; певцы: Ф.Барбьери, Дж.Сазерленд, М.Кабалье, Р.Скотто,

Elena Obraztsova and Renata Scotto are singing ''Fu la sorte dell armi'' from

Giuseppe VERDI's AIDA, Act 2, finale of 1st scene.

М.Френи, И.Котрубас, Р.Кабаиванска, Л.Прайс, М.Прайс, М.Кьяра, Э.Мартон, Ш.Веррет, К. Риччиарелли, М.Арройо, Р.Хантер, А.Милло, А. Томова-Синтова, Ж.Гейне-Вагнер, М.Биешу, М.Амиранашвили, Ц.Татишвили, Г. Горчакова; К.Бергонци, А.Краус, П.Доминго, Г. Шове, Л.Паваротти, Дж. Кинг, Х.Каррерас, П.Дворски, Ф. Бонисолли, Х.Арагаль, К Коссутто, В. Лукетти, Н.Шикофф, К.Заринь, В.Норейка, Н.Андгуладзе, В.Галузин, П.Каппучилли, И.Виксел, Р.Брузон, Х.Диас, Х.Понс, Ш.Милнс, Ж. Ван Дам, С.Лейферкус, В. Чернов, Ч.Сьепи, Н.Гяуров, Н.Гюзелев, П.Плишка, Р.Раймонди, М.Манагуэрра, М.Талвела, С.Эстес, Л.Нуччи, Л.Квилико, Д.Дзанканаро, Ф.Молинари-Праделли; выдающиеся мастера Большого театра — дирижеры: А.Мелик-Пашаев, О.Дмитриади, Б.Хайкин, Ю.Симонов, А.Жюрайтис, М.Эрмлер; певцы: Г.Вишневская, Т.Милашкина, М.Касрашвили, Б.Руденко, П.Лисициан, А.Огнивцев, И.Петров, З.Анджапаридзе, А.Иванов, А.Ведерников, Е.Нестеренко, А.Эйзен, Ю.Мазурок, В.Атлантов, З.Соткилава и др.

Elena Obraztsova sings this aria from Saint-Saens' Samson et Dalila.

В 1986 году она дебютровала в качестве режиссера, поставив на сцене Большого театра оперу Ж. Массне "Вертер".

С 1973 по 1994 год Елена Образцова преподавала в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. С 1984 года — профессор. В настоящее время преподает в Токийской музыкальной академии "Мусашино"; дает мастер-классы в Европе и Японии, в Академии молодых оперных певцов при Мариинском театре в Санкт-Петербурге.

Являлась членом жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве (1994), Международного конкурса вокалистов в Марселе (1997), Международного конкурса имени Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (1998), Международного конкурса имени Ферручио Тельявини в Дойчландсберге (Австрия, 1998,1999), Международного конкурса оперных певцов Монтсеррат Кабалье (Андорра, 1999). В сентябре 1999 года в Санкт-Петербурге состоялся 1-й Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой.

Елена Образцова снималась в музыкальных фильмах: "Моя Кармен"(1977, Приз XIV фестиваля телевизионных фильмов в Праге, 1978),"И образ мой предстанет тебе", (1979), "Счастливое содружество", "Елена Образцова в Японии" (1980), "Поет Елена Образцова" (1980), "Веселая вдова" (1984), "Любовь и муки Елены Образцовой" (1988), "Выше, чем любовь" (1991), "Елена Великая" (1995) и др. Выдающейся работой певицы в кино стала роль Сантуццы в фильме Франко Дзеффирелли "Сельская честь" (1981), поставленногог знаменитым режиссером на основе спектакля театра "Ла Скала". Партнерами Елены образцовой выступили Пласидо Доминго, Федора Барбьери, Ренато Брузон. "В моей жизни, — писал Дзеффирелли, — были три потрясения: Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова, которая в дни съемок фильма "Сельская честь" сотворила чудо". Ряд спектаклей и концертов певицы сняты на видео — "Кармен" ( 1978), "Бал-маскарад" (1977), "Пиковая дама" (1987), "Аида" (1988), "Три сопрано"(1991) и др.

Елена Образцова в музыкальном фильме "Веселая вдова" 1984 г.

Замечательным памятником искусства выдающейся певицы остаются десять оперных комплектов, записанных ею на рубеже 70-80-х годов в студиях крупнейших граммофонных фирм мира со знаменитыми дирижерами и певцами: Г. фон Караяном, К. Аббадо, Р. Мути, Ж. Претром, Д. Левайном, Л. Маазелем, К.М. Джулини, Д. Баренбоймом, Р. Шайи, П. Доминго, Р. Скотто, Л. Прайс, П. Каппуччилли, И. Котрубас, Л. Нуччи, Р. Брузоном, Н. Гяуровым, Ш. Милнсом. В условиях жесткой конкуренции в грамзаписи за рубежом осуществить такой "прорыв" в предельно короткие сроки, всего за каких-нибудь пять лет, да еще гастролеру, не работающему постоянно на Западе, — было задачей немыслимой сложности. Но ее разрешила Елена Образцова силой своего великого таланта.

Всего же ею записано более 50 дисков, выпущенных фирмами "Мелодия", Роlуdor DG, ЕМI, СВS, Philips и др. Cреди них оперы, оратории, кантаты, сольные диски с произведениями камерной и оперной музыки: Бородин А. "Князь Игорь", Мусоргский М. "Борис Годунов", "Хованщина", С.Прокофьев "Игрок", Барток Б. "Замок герцога Синяя Борода", Бизе Ж. "Кармен", Верди Дж. "Бал-маскарад", "Луиза Миллер", "Трубадур", "Аида", "Дон Карлос", "Набукко", "Риголетто", Массне Ж. "Вертер", Масканьи П. "Сельская честь", Сен-Санс К. "Самсон и Далила", Чилеа Ф. "Адриенна Лекуврер", Вивальди А. "Глория", Перголези Дж.-Б. "Стабат Матер", Россини Дж. "Маленькая торжественная месса", Верди Дж. "Реквием", Вагнер Р. "Пять песен на стихи М.Везендонк", Брамс "Рапсодия для альта, мужского хора и оркестра", Шуман Р. Песни и романсы, Чайковский П. Романсы, Рахманинов С. Романсы, Свиридов Г. "Отчалившая Русь", Романсы и песни; русские песни, старинные романсы и др.

Elena Obraztsova sings the aria of Princess d'Bouillon from Cilea's Adriana Lecouvreur.

Творчество Е.В.Образцовой высоко оценено правительствами и общественными организациями многих стран мира. Она — Народная артистка СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1990), лауреат Ленинской премии (1976), лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И.Глинки (1973). Награждена орденом Ленина и Золотой медалью "Серп и Молот" (1990), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1971, 1980), орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени (1999), медалью Э.Гранадоса (Испания 1970), призом "Золотое перо критики" (Висбаден 1972), призом "Золотой Верди" (Италия, 1978), памятной медалью Б. Бартока (Венгрия, 1982), Гран-при Французской академии грамзаписи (1982), премией Ассоциации театров Сицилии (Италия, 1994), наградой города Сан-Франциско "За выдающиеся заслуги перед обществом" (США), а также орденом святого Николая (Украина, 1998), орденом Искусств Русской Академии искусствознания и музыкального исполнительства (1999), Почетной медалью Академии российского искусства (1999) и др.

Elena Obraztsova & Zurab Sotkilava — Cavalleria Rusticana — Tu qui, Santuzza

Е.В.Образцова — лауреат конкурса вокалистов VIII Всемирного фестиваля молодежи и студентов (золотая медаль, Хельсинки, 1962), лауреат II Всесоюзного конкурса вокалистов имени М.И.Глинки (золотая медаль, Москва, 1962), лауреат IV Международного конкурса имени П.И. Чайковского (золотая медаль, Москва, 1970), лауреат VIII Международного конкурса вокалистов имени Ф. Виньяса (Золотая медаль, Барселона, 1970).

Metropolitan Opera House 17-03-1979

Norma Vincenzo Bellini

Norma……………………..Shirley Verrett 

Adalgisa…………………..Elena Obraztsova 

Она — почетный член Пушкинской академии (1995), почетный член Академии, академик Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства (1999), академик Академии российского искусства (1999), член Международного общества друзей Русского музея (1998).

 — В чем секрет Вашего творческого долголетия?

— Секрета никакого нет. Прежде всего, должен быть профессионализм. А, кроме того, я очень люблю жизнь, очень люблю музыку и вообще люблю. Я знаю, что любовь сильнее и выше всех людских законов».

Elena Obraztsova. Stride la vampa. Il Trovatore.

Franco Bonisolli, Leontyne Price, Elena Obraztsova, Piero Cappuccilli, Ruggero Raimondi 
Chor der Deutschen Oper Berlin / Berliner Philharmoniker. Herbert von Karajan

Лет до двадцати Лена Образцова знала любовь лишь по книгам и романсам. Гоняя с ребятами на велосипеде и лихо кидая мяч через волейбольную сетку, она сама была как мальчишка, что называется, свой парень. Уже студенткой в гостях у друга Елена познакомилась с молодым физиком-теоретиком Александром Макаровым, и, кажется, тогда в ее сердце в первый раз что-то дрогнуло. После года разлуки и переписки (окончив университет, Саша уехал работать в Монголию) была сыграна веселая свадьба. А вскоре союз физика и лирика скрепило рождение желанной дочки. Заботливым и уважительным отношениям Елены и Александра по-доброму завидовали. Тем невероятнее стало то, что случилось после 17 лет семейной идиллии.

Началось все действительно неожиданно. Просто однажды Елена Васильевна вернулась с гастролей, а вместо мужа, уехавшего с другими учеными на привычную по тем временам уборку картофеля, ее встретил друг семьи Альгис Марцелович. Привычно, по-дружески, поцеловал, помог добраться до дома и… все. Однако, как ни странно, именно тогда — признавались друг другу Елена и Альгис — вспыхнула та, Богом данная искорка, из которой разгорелся пожар любви. И ради этого чуда Образцова, пройдя через муки и сомнения, отвергла привычную безмятежность. По-другому она просто не могла. Однако ее наотрез отказались понимать родители: в их роду не бывало такого позора, как развод. Настоящий удар нанесла Елена-младшая: просто оставила мать, ушла к отцу. Только через два года подросшая девочка простила и поняла маму, вернулась к ней и даже по-настоящему подружилась с ее новым мужем. Но чего стоили Образцовой эти два года! Нахлынувшие страдания, трагизм личной ситуации, счастье пополам с горечью — все пережитое дало певице новое понимание исполняемых произведений. Музыка спасла ее, музыка была заодно с мятущейся душой. И страшно представить сегодня, что этой огромной любви могло не быть…

С.Saint-Saëns "Samson et Dalila", Act II
"Mon coeur s'ouvre a ta voix…"
ORCHESTRA of the BOLSHOI 
Conductor- Algis Zhuraitis (1928-1998)
May 6, 1989 Moscow

Они прожили вместе 17 лет (поистине знаковое число для Елены Образцовой). Разумеется, понятие "вместе" при кочевой гастрольной жизни обоих весьма относительно.

 — Мы и здесь, дома, не всегда были рядом, — вспоминает Елена Васильевна. — Альгис часто вдруг неожиданно собирался и уезжал за город, иногда на несколько дней. Вначале я нервничала, думала, раз оставляет меня одну, значит, не любит. Как большинство женщин, эгоистически хотела, чтобы единственный был со мной, и только. Но скоро поняла, что не права. Каждый человек периодически нуждается в одиночестве, а творческая личность особенно. И потом любовь — не кандалы, она не должна ни связывать, ни обязывать. Сашу я ведь тоже любила серьезно и по-настоящему, но как-то… очень правильно, без фантазии, без безумного наваждения, без высокого полета. С Альгисом все было по-другому.

Amilcare Ponchielli «La Gioconda»
"Suicidio!" 
Gioconda — Elena Obraztsova
ORCHESTRA of the BOLSHOI 
Conductor — Algis Zhuraitis (1928-1998)
May 6, 1989 Moscow

…В Мексике проходил очередной концерт оркестра Большого театра под руководством Альгиса Жюрайтиса. Когда дирижеру преподнесли роскошную корзину цветов от Образцовой, зал просто взорвался аплодисментами. Жюрайтис был потрясен. Он знал, что Лена сама находится на гастролях в Париже и не может знать расписания их выступлений. Как она нашла его? Ответом на звонок в Париж стал ее счастливый смех.

 — Нет, от него я таких же непредсказуемых поступков не ждала. Он и так был очень щедр. При первой возможности мчался в любую даль поддержать меня в спектакле или на концерте. Засыпал цветами. А главное, дарил музыку и самого себя, что ценнее любых подарков, Альгис ведь мало кого допускал в свой, такой неординарный, внутренний мир. Тонкий и великолепно образованный человек, он мне, коренной ленинградке, открывал историю родного города. Прекрасно знал литературу, живопись. Я сама, куда бы ни приехала, первым делом бегу в местную картинную галерею, но разве можно сравнить это с нашими совместными с Альгисом походами! Рядом с ним обретали особый смысл даже прогулки на лыжах или велосипеде. Забавно, но до переезда ко мне он вообще не смотрел телевизор — его у Альгиса просто не было. Глубоко изучал восточную философию, не ел мяса, пытался и меня отучить, к сожалению, безуспешно. А до начала нашего прекрасного романа серьезно собирался уйти в монастырь.

Альгис Марцелович никогда не жаловался на здоровье. Страшная болезнь спалила его в одночасье, сожгла неожиданно, жестоко. Елена Образцова с трудом осознавала то, что случилось. Металась по городам и странам, избегая собственного дома, где все напоминало об Альгисе. С трудом отгоняла черные мысли, не имея ни сил, ни желания жить дальше. А тут еще дочь уехала со своей семьей в Испанию учиться петь, увезла внука. Образцова располнела, голос стал хуже звучать, потускнел… Погрузиться с головой в убийственное отчаяние вновь помешала музыка, постепенно, шаг за шагом, концерт за концертом, она вырывала певицу из тьмы горя. Появилась спасительная потребность писать стихи. Голос выздоравливал, а вместе с ним возвращалась и творческая жадность.

 — Я не отказала ни одному режиссеру или дирижеру, предложившему мне роль или концертную программу. Конечно, из-за этого сплошные переезды, отели, чемоданы… Но музыка — моя радость, любовь и спасение, ей я готова служить беззаветно, чтобы ни случилось…

Ее звезда не взошла — взлетела! — на небосклоне оперного искусства. И вот уже более 40 лет украшает лучшие сцены мира, поражая все новыми открытиями. И только самой певице известно, сколько за каждым из них пережитого, выстраданного…

 

Сайт: Belcanto.Ru

 

Газета «Русская Германия» №3/2003, 20 – 26 января

 

 

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.