Алексей Султанов — 43 года со дня рождения

Алексей Султанов прожил 35 лет. За 28 лет концертной деятельности он завоевал репутацию совершенно уникального исполнителя. Был любимцем публики во многих городах и странах, его называли гением, самородком, феноменальным виртуозом с неповторимым собственным стилем,  исключительной энергетикой и харизмой, тонким и глубоким музыкантом, отдающим с каждым исполнением частицу себя и своей души. Его болезнь и преждевременная смерть стали огромным ударом для всех его поклонников, музыкантов в разных частях света, не говоря уже о жене Даце, которая все годы находилась рядом с ним, и для его семьи. После его ухода было написано множество статей в русских и иностранных  газетах, сняты фильмы и передачи. Известные музыканты высказали немало слов о несправедливых конкурсных ситуациях и горькие сожаления о недооцененности его таланта на родине.

Картинка 41 из 1115

Сейчас имя Султанова не только не забывается, но число его почитателей растет – десятки тысяч людей в интернете прослушивают и скачивают записи. Как в России, так и за рубежом проходят концерты его памяти. Существует идея организовать конкурс имени Алексея Султанова на его родине, в Ташкенте. В ближайшем будущем и в Америке, и в России заработают благотворительные фонды имени Алексея Султанова. Их главной задачей будет оказание помощи молодым и талантливым музыкантам, а также людям, перенесшим тяжёлые болезни. Человек и музыкант жив до тех пор, пока существует память о нём. Это в полной мере можно сказать об Алексее Султанове.

Алексей Султанов родился 7 августа 1969 года в Ташкенте в семье известных музыкантов Файзулхака Абдулхаковича Султанова и Наталии Михайловны Погореловой. С самого раннего детства у Алёши проявились явные способности к музыке, и в 4 года родители отвели его в среднюю специальную музыкальную школу имени Успенского, к замечательному педагогу Тамаре Афанасьевне Попович. Она сразу поняла, что перед ней необычный мальчик и взяла его в свой класс. Начались годы усердных занятий. Впервые Алексей вышел на сцену в возрасте 7 лет, исполнив с оркестром  Концерт №28 Моцарта. Практически сразу став одним из лучших учеников школы, Алексей много и успешно выступал, ездил с концертами по городам Советского Союза. Тамара Афанасьевна всегда показывала своих учеников в Москве, и Алексей не стал исключением. Когда первый раз они приехали к профессору Льву Николаевичу Наумову, он начал слушать Алёшу, а потом позвал свою жену со словами: «Ирочка (Ирина Ивановна Наумова), иди сюда, здесь замечательный мальчик – он играет и у него всё получается…». Так началась жизнь между Ташкентом и Москвой. Но, в конце концов, Москва перетянула, и Алексей поступил в ЦМШ.

В 1986 году Алексей участвует в XI международном конкурсе имени Чайковского. Незадолго до 1 тура он ломает палец на левой руке, но решает выступать, не смотря на все опасения семьи и педагогов.  Под местной анестезией, превозмогая боль, Алексей играет блестяще, сразу становится любимцем публики, однако сочувствие жюри оборачивается неудачей. Его не пропускают на 3 тур, «жалея мальчика со сломанным пальцем…». Сразу же после этого семья переезжает из Ташкента в Москву, чтобы быть ближе к Алексею, который как раз поступает в Московскую Консерваторию. Вскоре после конкурса начинается удачная полоса – 16-летнего мальчика, замечают западные импресарио. Следуют и проходят с оглушительным успехом гастроли по многим странам Европы.

В 1989 году, будучи студентом второго курса консерватории в классе Льва Николаевича Наумова, он едет на VIII Международный конкурс пианистов Ван Клиберна. Завоевывает золотую медаль и становится одним из самых молодых победителей этого престижнейшего состязания. Его выступление было записано компанией Teldec Classics. Диск с названием «Победители» продавался в десятках стран. Также мировая известность пианиста была подкреплена документальным фильмом о Восьмом конкурсе «Heremakes Music» режиссера Питера Розена.

После этой победы Алексей получил контракты на мировые турне и концерт в Карнеги-Холл. Также был приглашен на американские TV Show’s, такие как: The Today Show, The Tonight Show с Джонни Карсон и Late Night Show David Letterman. После шоу Дэвида Леттермана, с Алексеем захотел познакомиться его кумир, легендарный Владимир Горовиц. Встреча получилась незабываемой – началась с обескураживающей шутки Горовица: «Я слышал как вы играли Мефисто-Вальс на конкурсе. Мефисто был, вальса не было». Потом, глядя на опешившего Алексея, маэстро засмеялся и пригласил его за рояль. Алексей сыграл сонату Моцарта, а Горовиц сказал — " А я тоже знаю эту сонату", и сел за рояль сам.  Алексей пробыл в гостях намного больше, чем предполагала изначальная вежливость, играя с Горовицем в четыре руки. Кроме того, он рассказал маэстро историю встречи со своей будущей женой Даце. В 1986 году, во время визита знаменитого пианиста в Москву, Алексей так хотел попасть на его концерт в Большом зале Московской консерватории, что решил пробраться в зал по крыше, перепрыгнув с одного здания на другое. Только Даце рискнула последовать за ним. В какой-то момент она заскользила, чуть не упав с крыши, а Алексей схватил её, не дав сорваться. «Она мне понравилась, и я решил её спасти» — объяснял он. Горовиц рассмеялся и извинился за то, что из-за него Алексею пришлось жениться. К сожалению, это была единственная встреча Алексея со своим кумиром, Горовиц приглашал его на свой день рождения, но из-за занятости на гастролях Алексей договорился, что приедет чуть позже,  где-то в начале ноября 1989 года.

Но можно сказать, что встреча всё-таки состоялась — на концерте Карнеги-Холл, когда Алексей стоял перед выбором инструмента, к нему подошёл настройщик и сказал — "Я знаю какой рояль тебе подойдёт" — это был рояль Горовица. И Алексей играл один из главнейших концертов в своей жизни на рояле своего кумира.

Началась гастрольная жизнь – перелёты, переезды, репетиции, выступления. Но после срыва ряда концертов  из-за того, что соответствующие органы не успевали готовить визы, Алексей решил остаться в Америке. Это позволяло свободней распоряжаться временем. Расписание было свёрстано на многие годы вперёд.

В октябре 1995 г. Алексей блестяще выступает на XIII Международном конкурсе пианистов имени Фредерика Шопена в Варшаве. Критики писали: «Султанов играл Шопена в стиле старых мастеров, стиле, который зрители не слышали полвека». Но решение жюри оказалось странным – первую премию не присудили никому, а вторую поделили между Алексеем и другим, достаточно неплохим,  но не столь ярким пианистом. Реакция публики и прессы оглушила Варшаву. Чтобы выразить несогласие с жюри, зрители устроили Алексею сорокаминутную овацию. В прессе выходили статьи, называвшие его безусловным победителем, ярчайшим, талантливейшим музыкантом.

После Шопеновского конкурса Алексей подает заявку на участие в XIII международном конкурсе Чайковского 1998 года. Таким образом, он поставил перед собой две задачи: доказать всем, и в первую очередь самому себе, что он лучший, и вернуться на российскую сцену триумфатором. Из всех конкурсов Чайковского тот получился самым скандальным – Алексея снимают со второго тура. Притом, что с первого тура он был безусловным фаворитом, и мало кто сомневался в его победе. Выступление же на втором туре с 7-ой сонатой Прокофьева сразу стало легендарным. Тогда казалось, что невероятное по накалу эмоций исполнение 3-ей части как раз и вызвало страшный ураган, тем же вечером пронесшийся над Москвой. При объявлении результатов председатель жюри Андрей Эшпай сетовал на несовершенство системы подсчёта голосов. Извиняющимся тоном говорил, что ярким музыкантам звания и лауреатства особенно не нужны…. Стараясь не показывать того, насколько он поражен, Алексей продолжал гастроли и готовил новую программу с произведениями высшей степени виртуозности. Он ездит по Америке, странам Европы. Он особенно любим в Японии, где собирается огромный фан-клуб Алексея Султанова. Много работает, записывает диски, играет с лучшими оркестрами и дирижерами мира, готовится к новым выступлениям. Но незначительный инсульт, перенесенный несколькими годами ранее, и проблемы со здоровьем дают себя знать. В 2001 году началась последняя глава в жизни Алексея. Второй обширный инсульт уже навсегда приковал его к инвалидному креслу, парализовав левую сторону тела. Четыре года он боролся с болезнью, но 30 июня 2005 года его не стало….

Источник: http://alexeisultanov.ru/biography

Прослушать записи пианиста можно здесь: http://www.popurri.kz/videogalery/aleksei-sultanov/

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.